МАЙГО - постлиберальный проект развития обществаmaigo

 Главная страница

 
  
            Оглавление
    Вступление
1. Идеология  
2. Что происходит в России?
3. Либерализм – дорога к смерти?
4. Принцип сотрудничества и первый закон конфликтологии  
5. Выбор цели  
6. Ценности общества
7. Герои  
8. Здоровье
9. Как переходить на новую систему морали?
10. Общественные и индивидуальные начала
11. Банковская олигархия
12. Войны олигархии с Россией  
13. Глобальные вопросы
14. Отрицательные последствия значительного перераспределения  
15. Человеческий и социальный капитал  
16. Города и поселки  
17. Политическая система: задачи и решения
18. Задачи экономики
19. Роль денег в экономике
20. Два подхода к управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
21.Условия роста экономики
22.Финансовая и банковская системы  
23.Реформы в Китае  
     Заключение  
Приложения
1. Интервью с Линдоном Ларушем
2. Экономическая стратегия государства
3. Методология исследования общества
4. Антикоррупционные меры
5. Борьба с организованной преступностью  
6. Топография здорового города  
7. Система ценообразования
8. Программа развития сельского хозяйства
9. Отличия Майго от других идеологий  
10. Маргрид Кеннеди «Деньги без процентов и инфляции»  
11. Правила воспитания детей в семье
  

15. Человеческий и социальный капитал

    Содержание

1. Человеческий капитал

2. Социальный капитал

    Основные идеи

 

1. Человеческий капитал

Человеческим капиталом называют – моральные принципы, знания и навыки человека. Главная ценность в обществе – это человек, работающий для общества. Материальные ценности, произведенные за год, потребляются почти все за этот же год. За исключением оборудования, срок службы которого может составлять до 10 и более лет, но моральное старение происходит намного быстрее и его выгоднее заменить на новое. Здания могут служить дольше, если для их поддержания прикладывают силы. Но ни какое оборудование, производство не может функционировать, если не будет человека. Поэтому самая большая ценность – это человек и его знания.

Идеи и культура в широком понимании создают мир человека. Кто-то считает, что деньги являются ценностью, так как на них можно купить товары. Но это иллюзия. Деньги являются всего лишь информацией на каком-либо носителе:[93] металлическом, каменном, бумажном, магнитном или электронном. Деньги управляют потоками ресурсов по правилам, установленным обществом. Идеи и знания всегда играли, и будут играть решающую роль в жизни общества. Образование в распространении идей имеет большое значение. Общество сможет достичь качественно большего уровня только тогда, когда создаст новую материальную и культурную среду, которой овладеет человек.

Сегодня технологии, оборудование для производства товаров можно купить. Почти все технологии (если не считать военные, двойного назначения и патентованные) всем доступны. Так что выигрыш в технологическом развитии, если сфера не монополизирована, маловероятен. В таких условиях решающим фактором становится человеческий капитал. То предприятие будет иметь преимущество в развитии, на котором люди лучше мотивированы, имеют больше знаний и способны объединять свои усилия для достижения общих целей.

2. Социальный капитал

Социальным капиталом называют доверие, способность сотрудничать, вырабатывать и следовать общим формальным и неформальным нормам поведения. Чем более сложным становиться совместная деятельность людей, тем больше требуется доверия между людьми. Формализация отношений и технологических процессов сыграла положительную роль в индустрии. Примером может служить изобретение конвейера Фордом. Но в информационной сфере, где смена информации сравнима с возможностью выработки новых формальных правил, приводит к тому, что формальные правила начинают препятствовать производственным и другим процессам. Доверие, неформальные отношения, уверенность, что человек всегда будет действовать в общих интересах, даже когда это приводит к личным материальным потерям, позволяет организовать деятельность на качественно более высоком уровне, без оформления формально договорных отношений. Социальный капитал (доверие, безусловное следование общим моральным нормам) является богатством общества. В каждом поколении он создается и разрушается, в зависимости от предпринимаемых обществом усилий. Усилия общества по созданию моральных систем возрастают, и доверие между членами общества увеличивается. А когда усилия уменьшаются или изменяется моральная система, то действия людей становятся аморальными, в результате доверие падает.

 Френсис Фукуяма, изучая социальные тенденции развития в США и западных странах, отмечал, что «период с середины 1960-х годов и, кончая началом 1990-х, был отмечен серьезным ухудшением социальных условий в большей части индустриализированного мира. Стали расти уровень преступности, социальная дезорганизация, в результате чего центральные районы городов богатейших стран становились почти непригодными для проживания… Упадок легко видеть в статистике количества преступлений или детей, растущих без отца, пониженного качества и возможностей образования, подорванного доверия и т.п.» Фукуяма связывает эти процессы, происходящие в западных странах, с переходом к информационному обществу, когда технологические изменения, которые «экономист Йозеф Шумпетер назвал «творческим разрушением», повлекли за собой подобный же разрыв в мире социальных отношений». Фукуяма считает, что «естественное состояние человека – не война «всех против всех», как полагал Томас Гоббс, а скорее объединение в группы для защиты территории, гражданское общество, упорядоченное наличием множества моральных правил… человеческие существа по свое природе создания социальные: их наиболее глубокие побуждения и инстинкты ведут к тому, чтобы творить моральные правила, которые связывали бы их вместе, образуя общности. Люди как существа рациональные создают различные способы сотрудничества друг с другом. Религия часто помогает этому процессу, но не является обязательным условием социального порядка, как полагают многие консерваторы. Не является им и сильное государство, расширяющее свою сферу влияния, как утверждают многие левые».[94] Фукуяма ссылается на мнение Макса Вебера, который, исследуя индустриальное общество 19 века, утверждал, что рациональная бюрократия была сердцевиной жизни общества.

В информационную эпоху невозможно создать эффективно развивающееся общество с помощью жесткого бюрократического ни государственного, ни корпоративного управления. Необходимо децентрализация и принятие решения на рабочем месте человека по простой причине: непосредственный работник обладает большей информацией, имеет более высокую квалификацию для своего рабочего места. Современное высокотехнологическое общество требует передачи решения непосредственно к работнику, практически абсолютного доверия к членам своей группы и всего предприятия, перехода к неформальной ответственности, самоорганизации и выработки моральных норм, которым неукоснительно будут следовать все работники предприятия и общества.

Принятие коллективного решения в процессе согласований затягивает общий процесс, но при появлении доверия позволяет работникам в критические ситуации брать ответственность на себя и работать в интересах всего предприятия. Система с солидарностью, доверием любому члену коллектива дает возможность объединять усилия, снизить издержки времени для принятия решений и получить качественно более высокий уровень, недостижимый в условиях отсутствия доверия и самостоятельности человека. Четкие моральные правила поведения всех членов общества и навыки самоуправления групп, являются ценным ресурсом общества

Фукуяма приводит данные, которые доказывают, что следование моральным нормам и нравы меняются в зависимости от усилий общества и его социальной организации. Он ссылается на Джеймса Колльера, который описывает Америку начала 19 века следующим образом: «Люди редко мылись и носили одну и ту же одежду день за днем. Они жили, окруженные навозом… Ночные горшки опорожняли на улицы… Разбитые стекла, покосившиеся двери, гнилые ступеньки оставались неотремонтированными в течение месяцев, если не лет, и дома красились редко. Мужчины и многие женщины жевали табак, и коричневые плевки были везде… Многие люди ели одним ножом, а многие полагались в основном на свои пальцы». С 1805 по 1843 год уровень преступности в Англии возрос в четыре раза.

Викторианское движение в Великобритании и Америке было движением против беспорядка, который распространился повсюду в середине 19 века. Оно было направлено на создание новых социальных правил с целью привить добродетели населению, которое погрязло в пороке. Многие институты, по оценке Фукуяма, были откровенно религиозными, и изменения, которые они принесли, происходили с удивительной быстротой: «В 1825 году предприниматель на Севере господствовал над своими женой и детьми, работал беспорядочно, потреблял огромное количество алкоголя, редко голосовал и ходил в церковь. Десять лет спустя тот же самый человек ходил в церковь два раза в неделю, обращался со своей семьей с добротой и любовью, пил только воду, работал в определенное время и заставлял своих подчиненных делать то же самое, убеждая других, что если они организуют свою жизнь подобным же образом, то мир будет прекрасен».[95] К 1843 году в городе Куинси штата Иллинойс было 17 различных миссионерских, исправительных и благотворительных организаций, 15 из которых являлись филиалами национальных объединений, в которых состояло примерно 90% взрослого населения. Таким образом, в движение по социальному преобразованию было включено практически все общество. Это не могло не принести свои плоды, и уровень культуры и социальной организации общества заметно повысился. В Англии за четыре десятилетия, начиная с 1843 года, уровень преступности снизился почти в три раза. Динамика внебрачной рождаемости в Великобритании имела ту же тенденцию снижения.

В создании добродетельных социальных нравов участвовали не только добровольцы. Была создана современная полиция, боровшаяся даже с незначительными нарушениями общественного порядка – публичным распитием спиртных напитков, сквернословием, бродяжничеством и тунеядством.[96] К концу 19 века многие американские штаты начали создавать системы всеобщего бесплатного образования.

Викторианские добровольцы стремились воспитать нравственное и пристойное поведение у молодых людей: трудолюбие, уважение старших, чистоплотность, вежливость, отказ от случайных сексуальных контактов, употребления алкоголя, азартных игр и сквернословия. И это им во многом удалось.

Примеры морального обновления существуют и в других культурах. Фукуяма рассказывает, что в 19 веке жизнь в Японии была полна бандитизма и насилия. В 1868 году создается централизованное государство, которое быстро подавило все виды бандитизма, а новая моральная система способствовали созданию новых отношений в обществе. В то время крупные японские фирмы обнаружили, что не могут удерживать нужную им квалифицированную рабочую силу, и поэтому с помощью правительства начали компанию пропаганды добродетели самураев – верности императору, нации и фирме. Среди рабочих, торговцев и крестьян эти добродетели не были распространены. Правительство Мэйдзи преуспело в убеждении этих классов в том, что верность фирме равносильна верности самураев. А пожизненный найм был введен во многих компаниях только после Второй мировой войны во время американской оккупации Японии.

Эти примеры показывают, что позиция общества и государства может менять господствующие нравы, культуру, моральную систему и идеологию развития общества. Общество может не иметь традиции сохранения моральных правил. Но то же самое общество и государство может создать новую систему ценностей, идеологию и традиции. Изменив сказки, детскую литературу,[97] пропагандируемые нормы можно изменить мироощущение, ценности и цели в жизни человека и общества.

Губительные последствия индивидуализма в крайней либеральной революции показали его разрушительные возможности. Фукуяма, как и многие другие исследователи, считает, «что культурный период постоянно усиливающегося индивидуализма подходит к концу, что структура и ценности семьи играют важную роль в определении социальных последствий, происходит восстановление некоторых из ранее разрушенных норм». В 1990-х годах прошли передачи Лауры Шлизингер, в которых она наставляла своих слушателей на отказе от потакания своим слабостям и на принятии на себя ответственности по отношению к супругам и детям. Установки либеральных психиатров, которые в 1960-70-х годах советовали людям «прислушаться к своим чувствам и отказаться от социального принуждения, стоящего на пути развития личности», были подвергнуты критике. Две самые большие демонстрации в Вашингтоне в 1990-е года – это Марш миллиона мужчин афроамериканцев консервативной христианской группы – были направлены на восстановление ответственности мужчин за свои семьи и обязанностей отцов быть добытчиками средств для семьи.

Наблюдатели стали сомневаться в равноценности культур. Так как разные идеи приводят общество к разным результатам. Так, например, в США начали отказываться от субсидирования матерей-одиночек, поощрения многоязычия, множественности национальных культур в школьной системе. Постепенно общество начинает осознавать, что для установления согласия и сотрудничества общество должно говорить на одном языке, быть знакомо с культурой большинства и придерживаться общих моральных принципов. В обществе необходимо создавать культурное, языковое, моральное единство, а для этого создавать условия и осуществлять соответствующие программы.

Культура часто иррациональна, передается как традиция, привычка. И если вернутся к вопросу, все ли культуры равнозначны, то можно ответить, что нет. Более ценной является та, которая обеспечивает жизнеспособность и большую скорость развития здорового общества. Культура создается обществом и не является чем-то неизменным, застывшим. Общество должно активно отбирать все самое ценное и включать в свою культуру, а то, что мешает, исключать из традиции.

Как создается социальный капитал общества? В его создании принимают участие: государство (поддержкой определенной моральной системы, созданием сказок, детской литературы, правовой системы, защищающей граждан от насилия и бескультурья), система образования (школы, вузы), производственные предприятия, советы трудового коллектива, специальные производственные тренинги для обучения корпоративной культуре (морали и ведению переговоров), самоуправление в поселках и городах, школах и вузах, товарищества собственников жилья, общественные объединения, средства массовой информации, выступления лидеров общественного мнения, политических деятелей и т.д. Обсуждение общественных проблем, поиск способов их решений, действий государства и общества по решению этих проблем, обсуждение достигнутых результатов – создает уверенность в ценности государства, взаимных усилиях людей и в возможности достигнуть желаемых результатов.

Основные идеи

Человеческий капитал – моральные принципы, знания и навыки человека. Главной ценностью общества является человек, работающий для общества. Идеи и знания всегда играли и будут играть решающую роль в жизни общества. Социальный капитал – доверие, способность сотрудничать, вырабатывать и следовать общим формальным и неформальным нормам поведения. Общество, в котором социальный капитал больше, может быстрее развиваться. Культура способна приходить в упадок или достигать больших высот. В создании культуры и социального капитала принимает участие государство (поддержкой определенной моральной системы, созданием правовой системы, защищающей граждан от насилия и бескультурья), система образования (школы, вузы), производственные предприятия, советы трудового коллектива, специальные производственные тренинги для обучения корпоративной культуре, морали и ведению переговоров, самоуправление в поселках и городах, товарищества собственников жилья, общественные объединения, средства массовой информации, выступление лидеров общественного мнения, политических деятелей и т.д. Недостаток знаний, невыполнение моральных правил приводят к недоверию, отрицательным результатам, разрушают общество и замедляют его развитие. Знания, моральные правила и доверие являются богатством общества, способны вывести общество в число лидеров общественного развития. Обществу необходимо следить за уровнем человеческого и социального капитала, предпринимать усилия по его повышению.

 Начало страницы
 

© И.О.Викторов, 2008.
Информация с сайта может свободно распространяться с обязательным указанием адреса сайта и даты копирования.
Вариант для Интернета подготовлен 9 мая 2008 года.  Последний раз изменен: 14.05.2011 г.