Содержание
1. Как Китаю удалось достичь высоких скоростей развития экономики?
2. Выводы из опыта развития китайской экономики
Основные идеи
Китайские ученые-экономисты не создали новой теории. Они лишь
изучили лучший опыт зарубежных стран, нашли эффективные механизмы
развития (которые предлагаются в «новой экономике») и использовали
их на практике. Насколько они оказались эффективными, посмотрим на
опыте проведения китайских реформ.
Высокие темпы развития Китаю были нужны как средство для повышения
уровня жизни населения. В 1950 году в Китае доход на душу населения
был в 7 раз меньше чем в Японии и в 62 раза меньше чем в США. Китай
был чрезвычайно бедной страной, в которой не хватало для всех
продовольствия, топлива, одежды, жилья и работы. Люди жили
впроголодь, была высокая смертность. Господствовала идеология
марксизма-ленинизма: порицались товарно-денежные отношения,
материальное стимулирование, любые негосударственные формы
собственности.
В
начале 80-х годов в Китае к власти пришел образованный и
прагматический политик Дэн Сяопин. Он стал главой самой
густонаселенной страны мира, с быстрорастущим населением, живущим,
по классификации ООН, в унизительной бедности. Дэн Сяопин поставил
задачу: поднять по производству ВВП на душу населения до уровня
среднеразвитых стран (Турция, Мексика, Республика Корея). Китайскими
учеными была разработана стратегическая программа развития,
рассчитанная на 70 лет (1981-2050), наполненная конкретным
содержанием. В первые два шага (1981-1990) предполагалось увеличить
ВВП в четыре раза, в социальной области в 80-е годы (первый шаг)
поднять благосостояние до уровня вэньбао (обеспечить
население теплом и пищей), в 90-е годы (второй шаг) – до уровня
сяокан (малого благосостояния), в 21 веке (третий шаг) – до
уровня «зажиточности».
В
системе планирования Китая ведущую роль играет Госплан КНР, который
устанавливает годовые объемы инвестиций, кредитной эмиссии,
валютных доходов и других показателей. Разработка планов развития
осуществляется совместно с Центральным банком, Министерством
финансов и Министерством внешней торговли.
Банковская система Китая была преобразована и имела в 90-х годах
следующую структуру. Центральным банком является Народный банк Китая
(НБК). Его основная функция «проводить под общим руководством
Госсовета КНР самостоятельную кредитно-денежную политику с целью
стабилизации национальной валюты». Соотношения иностранных валют к
китайскому юаню установлены директивно. Три политических банка
находятся в полном ведении государства и осуществляют бесприбыльное
кредитование программ в рамках, проводимой государством политики
развития отраслей и регионов. Четыре государственных
специализированных банка (пром-, строй-, сельхоз- и Банк Китая) и
четырнадцать коммерческих банков осуществляют свою деятельность на
основе баланса своих активов и пассивов и несут риски при
кредитовании предприятий.
В
1978 году отношение количества наличных денег в обращении (Мо) к ВВП
составляло всего 6%, М1 – 26% (наличные деньги плюс депозиты в
банках), М2 - 32% (М1 плюс долгосрочные вклады и ценные бумаги).
Столь малое количество денег порождало бартерные обмены, существенно
уменьшало сборы налогов и бюджет государства, сдерживало объемы
кредитования и развитие производства.
Китайские реформаторы отказались от монетарной концепции сдерживания
денежной массы, В течение 17 лет (1979-1995) они проводили эмиссию и
увеличили количество денег (Мо) в 37,2 раз, М1 – в 25,3, М2 – в
52,4 раза. В 1995 году отношение Мо к ВВП составило 13,7%,
М1/ВВП – 41,6%, М2/ВВП – 105,4%. Товарный оборот был обеспечен
необходимыми денежными ресурсами. Деньги направлялись для решения
конкретных задач. Госбюджет КНР в начале реформ составлял 20 % ВВП,
а в 1995 году – немногим более 10% от ВВП, размер валовых
инвестиций – 40,8% ВВП.
В инвестиции был направлен объем средств равный четырем
госбюджетам.
Первый денежный поток позволил повысить закупочные цены на
сельскохозяйственную продукцию и сделать производство
сельхозпродукции рентабельным. Второй — повысил заработную плату
рабочим и служащим и компенсировал рост цен на продукты питания.
Третий – мощный поток был направлен в инвестиции, на создание
крупных предприятий. Четвертый – на финансирование армии и
военно-промышленного комплекса (ВПК). Пятый – на увеличение экспорта
и импорта.
К
чему привело одновременное стимулирование потребительского спроса и
производства?
Рис. 13. Инвестиции в
основные фонды в Китае составляют более трети объема ВВП (% ВВП).
Общий экономический рост производства в Китае в 90-х годах был 12%,
а в 1992 году достигал 14,2%.
За 20 лет (1979-1999) ВВП увеличился в 6,4 раза, в том числе в
сельском хозяйстве – в 2,6, а промышленности в 8,7 раз.
Среднегодовые темпы роста составили 9,7%, на транспорте – 10%, в
строительстве –10,5%, промышленности – 12%, а объемы производства
увеличились соответственно в 6,7, 7,4, 9,4 раз. При среднегодовых
нормах инвестирования около 35% ВВП, в 1993 году в промышленность
было направлено рекордное количество инвестиций до 60% ВВП. Затем
объемы инвестиций были снижены до 37,5%. В 1992 году в Китае был
отмечен рекордный прирост производства – 14,2%. В результате
роста промышленного производства прилавки магазинов буквально были
завалены товарами народного потребления: велосипедами, швейными и
стиральными машинами, часами, радиоприемниками, телевизорами и
холодильниками (рис. 13).
К
чему должен был бы привести такой рост производства в рыночной
экономике со свободными ценами? К кризису перепроизводства
(платежеспособного спроса). А в Китае за 1979-1995 года
общенациональный фонд заработной платы был увеличен в 15 раз. Темпы
прироста производства (предложение) и заработной платы (спроса)
примерно совпадали друг с другом. Когда не было соответствия,
появлялись либо дефициты, либо перепроизводство продукции. Так,
например, в 1992 году было произведено более 3 млн. фотоаппаратов,
тогда как продано – около 800 тысяч. Перепроизводство фотоаппаратов
более чем в 3 раза говорит не о том, что людям они были не нужны,
это свидетельствует лишь о том, что при том объеме дохода, который
тогда был, люди предпочитали тратить имеющиеся деньги на более
необходимую для них продукцию. В целом же уровень жизни за 20 лет
повысился на селе в 2,5, а в городах в 8-10 раз.
А
что произошло с инфляцией при увеличении денежной массы в обращении
в 52 раза? В Китае, в отличие от России, во время проведения реформ
не была разрушена система централизованного планирования и контроля
над ценами. Это позволило менять цены, добиваясь паритета цен и
необходимой рентабельности производства. За 10 лет (1986-1995) цены
на потребительские товары поднялись в 2,5 раза. Проводилось как
плановое изменение цен, так и переход на свободное ценообразование.
За годы реформ было несколько повышений цен, последнее в 1994 году
достигло 24% в год и было подавлено как административными, так и
рыночными мерами (рис. 14).
В
настоящее время в КНР действуют три вида цен. Твердые цены
устанавливаются на важнейшие товары: ресурсы (нефть, газ), товары и
услуги монополистов (тарифы на транспортные перевозки, электро-,
водо- и теплоснабжение, услуги связи), особые товары (лекарства,
оружие и т.п.). Индикативные цены устанавливаются на определенные
группы товаров (на стальной прокат, цветные металлы, химические
товары и др.). На большинство товаров в отраслях с эффективной
конкуренцией распространяется свободное ценообразование. Цены на
предметы потребления в основном регулируются соотношением спроса и
предложения на рынке. В настоящее время в КНР продаются по свободным
ценам 90% сельхозпродуктов, 95% товаров в розничной торговле, и 85%
средств производства.
Рис. 14. Изменение цен в Китае в % к предыдущему году
Стоит обратить внимание на интересный факт, который выходит за
границу представлений большинства экономистов. В 1991-95 годах,
когда наблюдался рост цен, объем инвестиций составил в среднем 39,9%
ВВП. По рекомендациям неоклассиков и монетаристов следовало бы
уменьшить спрос, а для этого увеличить налоги и процент за кредит.
А китайские экономисты думают по-другому и считают, вполне здраво,
что конкуренция и рост производства товаров может увеличить
предложение и снизить инфляцию. Поэтому в 1995 году норма инвестиций
возросла до 40,8% ВВП, затем темпы прироста инвестиций незначительно
уменьшились, но, при этом, объем инвестиций в целом за пять лет
вырос на 50%. К чему это привело?
В
результате увеличилось количество рабочих мест, занятость и объем
производства. В 1998 году предложение по большинству товаров личного
потребления стало превышать платежеспособный спрос. Появился кризис
«перепроизводства» и цены стали падать, производство сокращаться в
условиях, когда уровень жизни, несомненно, возрос, но не достиг
уровня западных стран. Для преодоления кризиса и расширения спроса
были вновь увеличены инвестиции и повышена заработная плата
непроизводственных секторов экономики. Рост доходов населения
позволил сначала замедлить падение цен, а в первые месяцы 2000 года
цены начали несколько расти. Баланс платежеспособного спроса и
предложения был восстановлен при более высоких объемах производства.
А
как же тогда явления стагнации 70-х и вывод монетаристов, что в
долговременном плане расширение спроса вызывает лишь рост цен? Он
абсолютно верен для экономики, в которой цены могут свободно расти и
конкуренция на несовершенных рынках не может сдержать их рост. Там
где конкуренция несовершенна, там сдержать рост цен может только
государство.
Сделаем ряд выводов. Государство может проводить активную и
эффективную политику роста производства, доходов и подавления цен.
Антиинфляционная политика, сочетающая свободные и регулируемые цены,
создающая конкуренцию, может быть более эффективной, чем в
монетарной экономике.
В
1980-90-х годах экономисты в Китае к деньгам относились не как к
конечному ресурсу, а как к определенной информационной среде,
управляющей материальными потоками. При этом деньги не привязывались
ни к золоту, ни к валюте, ни к зарубежным инвестициям, они решали
внутренние и внешнеэкономические задачи. Деньги «вводились» в
экономику под конкретные программы развития, в балансе потребления и
производства. Поэтому предположение, что денег для развития может
быть любое количество, также подтвердилось на практике.
В
Китае каждые 10 лет прирост населения равен населению России.
Представьте, что каждые 10 лет южнее нас появляется новая страна по
численности равная населению России – 150 млн. человек. Китай взял
курс на построение современной быстроразвивающейся экономики. Вся
страна представляет собой большую стройку новых производственных и
научных объектов. Уже сегодня Китай по объему производства обогнал
Россию, Японию и занял второе место в мире. По оценкам международных
экспертов, численность Китая к 2020 году увеличится на две России, и
Китай по валовому объему производства опередит США и станет самой
мощной страной в мире. Рост численности населения Китая, его
экономической и военной мощи будет оказывать влияние на всю мировую
политику и на Россию.
А
ведь Россия может развиваться такими же и даже более быстрыми
темпами, чем Китай. Так что, у нас простая альтернатива: продолжать
использовать механизмы монетарной экономики, теряя ежегодно почти
миллион человек, и навсегда отстать, или изменить курс развития,
воспользоваться интенсивными методами развития и построить новую
экономику, которая даст возможность резко увеличить темпы развития.
Я не
говорю здесь о проблемах предстоящего в скором времени обвального
выхода из строя технологических мощностей, инфраструктуры городов,
возрастания техногенных катастроф, сокращения научного потенциала и
о вопросах национальной безопасности, когда в российскую армию уже
давно не поступает военная техника, а научные разработки
сворачиваются. Все эти проблемы можно решить, только проводя
активную государственную политику, с использованием тех методов
управления, которые рассматриваются в «новой экономике». Здесь
альтернативы нет.
Почему? Потому что инвестирование с помощь эмиссионного кредитования
намного более эффективнее, чем из отложенного спроса. Потому что без
эффективной антиинфляционной политики невозможно проводить активную
государственную политику. Потому что денежная система структурно и
функционально уже давно приобрела общественный характер и является
всего лишь инструментом в организации производства, потребления и
развития общества. Потому что только при сбалансированном росте
производства и потребления можно войти в режим развития, когда объем
денег можно наращивать в любом количестве, лишь бы были вещественные
и информационные ресурсы.
Теория «Новая экономика» дает возможность построить народное
хозяйство, способное развиваться с максимально возможной скоростью,
равной скорости технологических процессов, и не имеющее денежных
ограничений для развития.
Экономика России может развиваться со скоростью 10-15 процентов в
год и иметь ежегодный объем инвестиций более трети валового
внутреннего продукта. Такие темпы роста позволят России каждые 10-5
лет удваивать объемы потребления и уже при жизни нынешнего поколения
догнать западные страны по уровню жизни.
Опыт
Китая показал, что денег для развития можно выпустить любое
количество, главное правильно с ними распорядиться. Объемы
инвестиций могут составлять 40, 50 и даже 60% ВВП и превосходить
госбюджет в четыре раза. Среднегодовые темпы роста в Китае за 20 лет
(1979-1999) составили в промышленности 12%. В 1992 году был отмечен
рекордный прирост производства – 14%. В целом же уровень жизни
повысился селе в 2,5, а в городах в 10 раз.
Теория
«Новая экономика» дает возможность построить народное хозяйство,
способное развиваться с максимально возможной скоростью (равной
скорости технологических процессов), снять денежные ограничения для
развития (денег для развития будет любое количество) и не допустить
роста цен. Экономика России может развиваться со скоростью 10-15
процентов в год и иметь ежегодный объем инвестиций более трети
валового внутреннего продукта. Такие темпы роста позволят России
каждые 5-10 лет удваивать объемы потребления и уже при жизни
нынешнего поколения догнать западные страны по уровню жизни.
Китай
на пути модернизации и реформ. М., 1999. с.294.
Недостаток
денег, налоговых поступлений и бартер стали наблюдаться в
экономике России после реформ Е.Т.Гайдара 1992 г.
Китай
на пути модернизации и реформ. М., 1999. с. 247, 274.
Такой
способ развития и подобные объемы инвестиций не «укладываются
в голове» наших министров и экономистов.
Наумов
И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг.
М., Ин-т Дальнего Востока РАН, 2001. с.33.
Следует
различать спрос на потребительские и инвестиционные товары,
первый «съедает» товары, второй - производит.
Мальков И.О.
Новая экономика для России и Президента В.Путина. М. ИПЦ «Глобус»,
2003.