МАЙГО - постлиберальный проект развития обществаmaigo

 Главная страница

 
  
            Оглавление
    Вступление
1. Идеология  
2. Что происходит в России?
3. Либерализм – дорога к смерти?
4. Принцип сотрудничества и первый закон конфликтологии  
5. Выбор цели  
6. Ценности общества
7. Герои  
8. Здоровье
9. Как переходить на новую систему морали?
10. Общественные и индивидуальные начала
11. Банковская олигархия
12. Войны олигархии с Россией  
13. Глобальные вопросы
14. Отрицательные последствия значительного перераспределения  
15. Человеческий и социальный капитал  
16. Города и поселки  
17. Политическая система: задачи и решения
18. Задачи экономики
19. Роль денег в экономике
20. Два подхода к управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
21.Условия роста экономики
22.Финансовая и банковская системы  
23.Реформы в Китае  
     Заключение  
Приложения
1. Интервью с Линдоном Ларушем
2. Экономическая стратегия государства
3. Методология исследования общества
4. Антикоррупционные меры
5. Борьба с организованной преступностью  
6. Топография здорового города  
7. Система ценообразования
8. Программа развития сельского хозяйства
9. Отличия Майго от других идеологий  
10. Маргрид Кеннеди «Деньги без процентов и инфляции»  
11. Правила воспитания детей в семье
  

23. Реформы в Китае

    Содержание

1. Как Китаю удалось достичь высоких скоростей развития экономики?

2. Выводы из опыта развития китайской экономики

    Основные идеи

 

1. Как Китаю удалось достичь высоких скоростей развития экономики?

Китайские ученые-экономисты не создали новой теории. Они лишь изучили лучший опыт зарубежных стран, нашли эффективные механизмы развития (которые предлагаются в «новой экономике») и использовали их на практике. Насколько они оказались эффективными, посмотрим на опыте проведения китайских реформ.

Высокие темпы развития Китаю были нужны как средство для повышения уровня жизни населения. В 1950 году в Китае доход на душу населения был в 7 раз меньше чем в Японии и в 62 раза меньше чем в США. Китай был чрезвычайно бедной страной, в которой не хватало для всех продовольствия, топлива, одежды, жилья и работы. Люди жили впроголодь, была высокая смертность. Господствовала идеология марксизма-ленинизма: порицались товарно-денежные отношения, материальное стимулирование, любые негосударственные формы собственности.

В начале 80-х годов в Китае к власти пришел образованный и прагматический политик Дэн Сяопин. Он стал главой самой густонаселенной страны мира, с быстрорастущим населением, живущим, по классификации ООН, в унизительной бедности. Дэн Сяопин поставил задачу: поднять по производству ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран (Турция, Мексика, Республика Корея). Китайскими учеными была разработана стратегическая программа развития, рассчитанная на 70 лет (1981-2050), наполненная конкретным содержанием. В первые два шага (1981-1990) предполагалось увеличить ВВП в четыре раза, в социальной области в 80-е годы (первый шаг) поднять благосостояние до уровня вэньбао (обеспечить население теплом и пищей), в 90-е годы (второй шаг) – до уровня сяокан (малого благосостояния), в 21 веке (третий шаг) – до уровня «зажиточности».[1]

В системе планирования Китая ведущую роль играет Госплан КНР, который устанавливает годовые объемы инвестиций, кредитной эмиссии, валютных доходов и других показателей. Разработка планов развития осуществляется совместно с Центральным банком, Министерством финансов и Министерством внешней торговли.

Банковская система Китая была преобразована и имела в 90-х годах следующую структуру. Центральным банком является Народный банк Китая (НБК). Его основная функция «проводить под общим руководством Госсовета КНР самостоятельную кредитно-денежную политику с целью стабилизации национальной валюты». Соотношения иностранных валют к китайскому юаню установлены директивно. Три политических банка находятся в полном ведении государства и осуществляют бесприбыльное кредитование программ в рамках, проводимой государством политики развития отраслей и регионов. Четыре государственных специализированных банка (пром-, строй-, сельхоз- и Банк Китая) и четырнадцать коммерческих банков осуществляют свою деятельность на основе баланса своих активов и пассивов и несут риски при кредитовании предприятий.

В 1978 году отношение количества наличных денег в обращении (Мо) к ВВП составляло всего 6%, М1 – 26% (наличные деньги плюс депозиты в банках), М2 - 32% (М1 плюс долгосрочные вклады и ценные бумаги). Столь малое количество денег порождало бартерные обмены, существенно уменьшало сборы налогов и бюджет государства, сдерживало объемы кредитования и развитие производства.[2]

Китайские реформаторы отказались от монетарной концепции сдерживания денежной массы, В течение 17 лет (1979-1995) они проводили эмиссию и увеличили количество денег (Мо) в 37,2 раз, М1 – в 25,3, М2 – в 52,4 раза. В 1995 году отношение Мо к ВВП составило 13,7%, М1/ВВП – 41,6%, М2/ВВП – 105,4%. Товарный оборот был обеспечен необходимыми денежными ресурсами. Деньги направлялись для решения конкретных задач. Госбюджет КНР в начале реформ составлял 20 % ВВП, а в 1995 году – немногим более 10% от ВВП, размер валовых инвестиций – 40,8% ВВП.[3] В инвестиции был направлен объем средств равный четырем госбюджетам.[4]

Первый денежный поток позволил повысить закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и сделать производство сельхозпродукции рентабельным. Второй — повысил заработную плату рабочим и служащим и компенсировал рост цен на продукты питания. Третий – мощный поток был направлен в инвестиции, на создание крупных предприятий. Четвертый – на финансирование армии и военно-промышленного комплекса (ВПК). Пятый – на увеличение экспорта и импорта.[5]

К чему привело одновременное стимулирование потребительского спроса и производства?

Рис. 13. Инвестиции в основные фонды в Китае составляют более трети объема ВВП (% ВВП). Общий экономический рост производства в Китае в 90-х годах был 12%, а в 1992 году достигал 14,2%.

За 20 лет (1979-1999) ВВП увеличился в 6,4 раза, в том числе в сельском хозяйстве – в 2,6, а промышленности в 8,7 раз. Среднегодовые темпы роста составили 9,7%, на транспорте – 10%, в строительстве –10,5%, промышленности – 12%, а объемы производства увеличились соответственно в 6,7, 7,4, 9,4 раз. При среднегодовых нормах инвестирования около 35% ВВП, в 1993 году в промышленность было направлено рекордное количество инвестиций до 60% ВВП. Затем объемы инвестиций были снижены до 37,5%. В 1992 году в Китае был отмечен рекордный прирост производства – 14,2%. В результате роста промышленного производства прилавки магазинов буквально были завалены товарами народного потребления: велосипедами, швейными и стиральными машинами, часами, радиоприемниками, телевизорами и холодильниками (рис. 13).

К чему должен был бы привести такой рост производства в рыночной экономике со свободными ценами? К кризису перепроизводства (платежеспособного спроса). А в Китае за 1979-1995 года общенациональный фонд заработной платы был увеличен в 15 раз. Темпы прироста производства (предложение) и заработной платы (спроса[6]) примерно совпадали друг с другом. Когда не было соответствия, появлялись либо дефициты, либо перепроизводство продукции. Так, например, в 1992 году было произведено более 3 млн. фотоаппаратов, тогда как продано – около 800 тысяч. Перепроизводство фотоаппаратов более чем в 3 раза говорит не о том, что людям они были не нужны, это свидетельствует лишь о том, что при том объеме дохода, который тогда был, люди предпочитали тратить имеющиеся деньги на более необходимую для них продукцию. В целом же уровень жизни за 20 лет повысился на селе в 2,5, а в городах в 8-10 раз.

А что произошло с инфляцией при увеличении денежной массы в обращении в 52 раза? В Китае, в отличие от России, во время проведения реформ не была разрушена система централизованного планирования и контроля над ценами. Это позволило менять цены, добиваясь паритета цен и необходимой рентабельности производства. За 10 лет (1986-1995) цены на потребительские товары поднялись в 2,5 раза. Проводилось как плановое изменение цен, так и переход на свободное ценообразование. За годы реформ было несколько повышений цен, последнее в 1994 году достигло 24% в год и было подавлено как административными, так и рыночными мерами (рис. 14).

В настоящее время в КНР действуют три вида цен. Твердые цены устанавливаются на важнейшие товары: ресурсы (нефть, газ), товары и услуги монополистов (тарифы на транспортные перевозки, электро-, водо- и теплоснабжение, услуги связи), особые товары (лекарства, оружие и т.п.). Индикативные цены устанавливаются на определенные группы товаров (на стальной прокат, цветные металлы, химические товары и др.). На большинство товаров в отраслях с эффективной конкуренцией распространяется свободное ценообразование. Цены на предметы потребления в основном регулируются соотношением спроса и предложения на рынке. В настоящее время в КНР продаются по свободным ценам 90% сельхозпродуктов, 95% товаров в розничной торговле, и 85% средств производства.

Рис. 14. Изменение цен в Китае в % к предыдущему году

Стоит обратить внимание на интересный факт, который выходит за границу представлений большинства экономистов. В 1991-95 годах, когда наблюдался рост цен, объем инвестиций составил в среднем 39,9% ВВП. По рекомендациям неоклассиков и монетаристов следовало бы уменьшить спрос, а для этого увеличить налоги и процент за кредит. А китайские экономисты думают по-другому и считают, вполне здраво, что конкуренция и рост производства товаров может увеличить предложение и снизить инфляцию. Поэтому в 1995 году норма инвестиций возросла до 40,8% ВВП, затем темпы прироста инвестиций незначительно уменьшились, но, при этом, объем инвестиций в целом за пять лет вырос на 50%. К чему это привело?

В результате увеличилось количество рабочих мест, занятость и объем производства. В 1998 году предложение по большинству товаров личного потребления стало превышать платежеспособный спрос. Появился кризис «перепроизводства» и цены стали падать, производство сокращаться в условиях, когда уровень жизни, несомненно, возрос, но не достиг уровня западных стран. Для преодоления кризиса и расширения спроса были вновь увеличены инвестиции и повышена заработная плата непроизводственных секторов экономики. Рост доходов населения позволил сначала замедлить падение цен, а в первые месяцы 2000 года цены начали несколько расти. Баланс платежеспособного спроса и предложения был восстановлен при более высоких объемах производства.

А как же тогда явления стагнации 70-х и вывод монетаристов, что в долговременном плане расширение спроса вызывает лишь рост цен? Он абсолютно верен для экономики, в которой цены могут свободно расти и конкуренция на несовершенных рынках не может сдержать их рост. Там где конкуренция несовершенна, там сдержать рост цен может только государство.

2. Выводы из опыта развития китайской экономики

Сделаем ряд выводов. Государство может проводить активную и эффективную политику роста производства, доходов и подавления цен. Антиинфляционная политика, сочетающая свободные и регулируемые цены, создающая конкуренцию, может быть более эффективной, чем в монетарной экономике.

В 1980-90-х годах экономисты в Китае к деньгам относились не как к конечному ресурсу, а как к определенной информационной среде, управляющей материальными потоками. При этом деньги не привязывались ни к золоту, ни к валюте, ни к зарубежным инвестициям, они решали внутренние и внешнеэкономические задачи. Деньги «вводились» в экономику под конкретные программы развития, в балансе потребления и производства. Поэтому предположение, что денег для развития может быть любое количество, также подтвердилось на практике.

В Китае каждые 10 лет прирост населения равен населению России. Представьте, что каждые 10 лет южнее нас появляется новая страна по численности равная населению России – 150 млн. человек. Китай взял курс на построение современной быстроразвивающейся экономики. Вся страна представляет собой большую стройку новых производственных и научных объектов. Уже сегодня Китай по объему производства обогнал Россию, Японию и занял второе место в мире. По оценкам международных экспертов, численность Китая к 2020 году увеличится на две России, и Китай по валовому объему производства опередит США и станет самой мощной страной в мире. Рост численности населения Китая, его экономической и военной мощи будет оказывать влияние на всю мировую политику и на Россию.

А ведь Россия может развиваться такими же и даже более быстрыми темпами, чем Китай. Так что, у нас простая альтернатива: продолжать использовать механизмы монетарной экономики, теряя ежегодно почти миллион человек, и навсегда отстать, или изменить курс развития, воспользоваться интенсивными методами развития и построить новую экономику, которая даст возможность резко увеличить темпы развития.

Я не говорю здесь о проблемах предстоящего в скором времени обвального выхода из строя технологических мощностей, инфраструктуры городов, возрастания техногенных катастроф, сокращения научного потенциала и о вопросах национальной безопасности, когда в российскую армию уже давно не поступает военная техника, а научные разработки сворачиваются. Все эти проблемы можно решить, только проводя активную государственную политику, с использованием тех методов управления, которые рассматриваются в «новой экономике». Здесь альтернативы нет.

Почему? Потому что инвестирование с помощь эмиссионного кредитования намного более эффективнее, чем из отложенного спроса. Потому что без эффективной антиинфляционной политики невозможно проводить активную государственную политику. Потому что денежная система структурно и функционально уже давно приобрела общественный характер и является всего лишь инструментом в организации производства, потребления и развития общества. Потому что только при сбалансированном росте производства и потребления можно войти в режим развития, когда объем денег можно наращивать в любом количестве, лишь бы были вещественные и информационные ресурсы.

 

Теория «Новая экономика» дает возможность построить народное хозяйство, способное развиваться с максимально возможной скоростью, равной скорости технологических процессов, и не имеющее денежных ограничений для развития.[7] Экономика России может развиваться со скоростью 10-15 процентов в год и иметь ежегодный объем инвестиций более трети валового внутреннего продукта. Такие темпы роста позволят России каждые 10-5 лет удваивать объемы потребления и уже при жизни нынешнего поколения догнать западные страны по уровню жизни.

Основные идеи

Опыт Китая показал, что денег для развития можно выпустить любое количество, главное правильно с ними распорядиться. Объемы инвестиций могут составлять 40, 50 и даже 60% ВВП и превосходить госбюджет в четыре раза. Среднегодовые темпы роста в Китае за 20 лет (1979-1999) составили в промышленности 12%. В 1992 году был отмечен рекордный прирост производства – 14%. В целом же уровень жизни повысился селе в 2,5, а в городах в 10 раз.

 

Теория «Новая экономика» дает возможность построить народное хозяйство, способное развиваться с максимально возможной скоростью (равной скорости технологических процессов), снять денежные ограничения для развития (денег для развития будет любое количество) и не допустить роста цен. Экономика России может развиваться со скоростью 10-15 процентов в год и иметь ежегодный объем инвестиций более трети валового внутреннего продукта. Такие темпы роста позволят России каждые 5-10 лет удваивать объемы потребления и уже при жизни нынешнего поколения догнать западные страны по уровню жизни.

 

[1] Китай на пути модернизации и реформ. М., 1999. с.294.

[2] Недостаток денег, налоговых поступлений и бартер стали наблюдаться в экономике России после реформ Е.Т.Гайдара 1992 г.

[3] Китай на пути модернизации и реформ. М., 1999. с. 247, 274.

[4] Такой способ развития и подобные объемы инвестиций не «укладываются в голове» наших министров и экономистов.

[5] Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. М., Ин-т Дальнего Востока РАН, 2001. с.33.

[6] Следует различать спрос на потребительские и инвестиционные товары, первый «съедает» товары, второй - производит.

[7] Мальков И.О. Новая экономика для России и Президента В.Путина. М. ИПЦ «Глобус», 2003.

 
 Начало страницы
 

© И.О.Викторов, 2008.
Информация с сайта может свободно распространяться с обязательным указанием адреса сайта и даты копирования.
Вариант для Интернета подготовлен 9 мая 2008 года.  Последний раз изменен: 14.05.2011 г.