МАЙГО - постлиберальный проект развития обществаmaigo

 Главная страница

 
  
            Оглавление
    Вступление
1. Идеология  
2. Что происходит в России?
3. Либерализм – дорога к смерти?
4. Принцип сотрудничества и первый закон конфликтологии  
5. Выбор цели  
6. Ценности общества
7. Герои  
8. Здоровье
9. Как переходить на новую систему морали?
10. Общественные и индивидуальные начала
11. Банковская олигархия
12. Войны олигархии с Россией  
13. Глобальные вопросы
14. Отрицательные последствия значительного перераспределения  
15. Человеческий и социальный капитал  
16. Города и поселки  
17. Политическая система: задачи и решения
18. Задачи экономики
19. Роль денег в экономике
20. Два подхода к управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
21.Условия роста экономики
22.Финансовая и банковская системы  
23.Реформы в Китае  
     Заключение  
Приложения
1. Интервью с Линдоном Ларушем
2. Экономическая стратегия государства
3. Методология исследования общества
4. Антикоррупционные меры
5. Борьба с организованной преступностью  
6. Топография здорового города  
7. Система ценообразования
8. Программа развития сельского хозяйства
9. Отличия Майго от других идеологий  
10. Маргрид Кеннеди «Деньги без процентов и инфляции»  
11. Правила воспитания детей в семье
  

7. Система ценообразования

Система ценообразования является «ключиком» в управлении экономикой. Необходимо о ней иметь хотя бы общее представление. В то же время она может быть использована только специалистами, поэтому вынесена в приложение.

Какое ценообразование является лучшим для общества, производителей и потребителей?

Главная задача общества – производство жизни. Экономика в этом процессе является подчиненной обслуживающей составляющей, средством для производства физической и духовной жизни.

В рыночной экономике основным критерием производства является прибыль (выгода). Если производство невыгодно из-за отсутствия прибыли, то в рыночной экономике оно должно исчезнуть. Экономически невыгодным производство может быть из-за отсутствия у людей денег (нет денег, нет средств к существованию и человека выбрасывают из квартиры, он становиться бездомным, умирает от болезней и голода), или из-за отсроченной выгоды (в детей вкладывают силы и деньги, а отдача появляется через 20-30 лет), или из-за полностью затратного характера деятельности (стариков экономически невыгодно содержать, но если этого не делать, то страдает нравственность и теряется смысл содержать детей, продолжать жизнь общества). Производство может быть невыгодным, но существовать как необходимое для воспроизводства жизни или познания. Критерий выгодности приложим лишь для узкой сферы деятельности человека, как и рыночные механизмы управления.

Рыночная экономика многие социальные задачи решать не может. Прибыль как критерий организации экономики может использоваться лишь для некоторых областей. Жизнь общества требует существования производства, которые выгодны не в силу экономических критериев, а для решения образовательных, познавательных, нравственных и других задач. Фундаментальная наука, освоение космоса экономически невыгодны, но без них не может быть научно-технического прогресса, и в долговременном плане они выгодны, приносят отдачу. Для поддержания производства всегда желательно стремиться к экономической выгоде (прибыльности), но есть много сфер производства жизни, в которых производство будет бесприбыльным или даже затратным, но крайне необходимым. Критерии рыночной экономики – прибыльность, конкуренция и свободное ценообразование – многие считают непререкаемыми и вполне оправдано. К ним необходимо всегда стремиться. Но они не являются главными.

Ценообразование должно решать задачи: не допускать роста цен (инфляции), обеспечить производство необходимого товара, прибыльность (выгодность) производства товаров во всех отраслях, сбалансированность экономики, повышения качества и разнообразия товаров, стимулировать научно-технический прогресс.

     

          Цена                                       

  

                                      Ц  

                                                                                       МП=(Ц-Себ)хК

                            

 

                            

                                                                     Цm                                                                                                              

                                                                                                                  

                                                    Себ                                               

 

                       0                                   Кm                              Количество

Рис. 21. Масса прибыли (МП) определяется разницей между ценой (Ц) и себестоимостью (Себ), умноженной на количество произведенных товаров (К). Если предоставить всем продавцам продавать товар по любым ценам, то они должны стремиться и стремятся получить максимальную прибыль (выгоду), которая бывает при монопольных ценах (Цm) и сокращенном производстве (Кm). В результате производители повышают цены, сокращают производство, что приводит к обнищанию потребителей и безработице. Свободное ценообразование настолько разрушительно, что может использоваться только ограниченно при высокой конкуренции.

 

Ограничение роста цен при росте доходов потребителей, опережающем рост товарного производства, приводит к дефициту, исчезновению товаров из торговли – товаров не хватает для удовлетворения платежеспособного спроса. Общество может иметь очень большой объем потребления, а товаров хватать не всем, при этом очереди за товарами будут раздражать людей, появиться чувство несправедливости и неравенства в доступе к товарам. Поэтому появление дефицита нежелательно для общества. С явлением дефицита и очередями следует бороться, прежде всего, развитием производства и торговых сетей.

Свободное ценообразование позволяет ценам расти и «съедать» платежеспособный спрос. В результате предложение и платежеспособный спрос уравновешиваются. Но если нет механизмов ограничения роста цен (государственного регулирования в секторах где отсутствует или слабая конкуренция), то цена стремиться к своему максимальному монопольному значению и разрушает производство. Свободные цены, когда нет никаких ограничителей, ведут к общему разрушению товарного производства и обнищанию населения. Инфляция делает невыгодным развитие производства, разбалансирует развитие народного хозяйства, ведет к экономическому кризису, массовым смертям и разрушению общества. Рыночная саморегуляция, и, прежде всего, свободное ценообразование, способна разрушить производство и, как показывает история кризисов, восстанавливает баланс производства и потребления на минимальном уровне.

Остановить процесс экономического кризиса можно лишь стабилизацией цен, восстановлением пропорций развития народного хозяйства (пропорций цен и рентабельности в разных отраслях), стимулированием развития производства. Экономическая политика в условиях кризисов или бурного развития производства по набору мер практические идентичны, меняются лишь акценты.

Основным регулятором и стимулом для развития должна быть прибыль, полученная не от роста цен, при сокращении производства, которая появляется в условиях монополии или свободного ценообразования), а прибыль, полученная от роста продаж при неизменных ценах.

Чем плохи неизменные цены? Возможностью дефицита при росте спроса: товары скупаются, а производители и торговля не могут доставить товары потребителю. Поэтому условия, способствующие росту производства – объемы производственных мощностей и товарного производства, доступные кредиты, транспорт, связь, информация, оптовая и розничная торговля – необходимо развивать, а также создавать и поддерживать конкуренцию производителей. И тогда рост спроса будет приводить к росту производства?

Не обязательно. Необходимо еще создание вертикально интегрированного производства. Это лучше всего видно при производстве продуктов питания. Можно сколь угодно развивать производство и торговлю, но если у оптовых и розничных торговцев есть возможность повышать цены и прибыль оставлять себе, то цены все равно будут стремиться к монопольным. Когда есть вертикальная интеграция, единое управление у людей распоряжающихся землей, складами, перерабатывающими заводами, оптовой и розничной торговыми сетями, только тогда есть возможность снижать внутрипроизводственные затраты и цены, и всю полученную прибыль вкладывать в повышение плодородия земли. Для того, чтобы повышать плодородие земли жизненно необходима вертикальная интеграция. При иной организации производства деньги никогда не будут вкладываться в землю. На рынке сельскохозяйственного производства должны конкурировать вертикально интегрированные структуры: корпорации, кооперативы и холдинги.

В общем случае можно выделить два ограничителя роста цен: государственное регулирование цен и конкуренция. Если конкуренция неэффективна, то государство должно участвовать в ценообразовании. И даже в отраслях с большой конкуренцией, государство не должно предоставлять волю рыночным стихиям наживы. Есть отрасли, которые требуют больших затрат на научные исследования и НИОКР (авиация и космонавтика), или наиболее эффективно работают когда один поставщик услуг (электроэнергетика). Производителей в этих отраслях называют естественными монополиями, хотя они созданы обществом и, конечно, являются искусственными образованьями. Государство должно регулировать объемы производства и цены в монополизированных отраслях. Иначе эти отрасли будут постоянно перетягивать одеяло на себя, увеличивать цены и порождать инфляцию.

Есть отрасли, в которых затраты на НИОКР большие, но все же есть возможность организовать конкуренцию производителей (автомобильная, электроника, судостроение). Такие отрасли могут иметь олигополистическую структуру. Если не следить за слияниями, то очень быстро производители могут объединиться и регулировать цены и объемы производства. Прибыль в данной отрасли возрастет, объемы производства упадут, и общество в целом проиграет. Государство должно предупреждать слияния и не допускать роста цен за счет сговора в таких отраслях.

Есть отрасли, в которых всегда было и будет много производителей (сельское хозяйство). Но если государство уйдет из этой отрасли, то свободное ценообразование в условиях конкуренции и сбора большого урожая, понизит цены ниже себестоимости, разорит производителей и производственные мощности общества. Затем когда будет год с плохим урожаем, продуктов питания будет недостаточно и может случиться голод, который приведет к массовой гибели людей. В 20-х годах 20 века в России был голод и целые районы вымирали из-за отсутствия еды. Для недопущения разрушения производственных возможностей общества государство должно регулировать объемы производства и цены в рыночных секторах. Ни из одного сектора будь это монополистические, олигополистические или рыночные государство, помня о последствиях, государство не должно уходить, бросив его на произвол рыночных сил, способных разрушить производство. Все рыночные механизмы (конкуренция, свободное ценообразование) должны создаваться и контролироваться государством для поддержания производства, ориентированного на платежеспособные потребности общества.

Когда цена под воздействием конкуренции и роста производства начинает падать, тогда государство может переходить на свободные цены. Свободные цены могут быть использованы для борьбы с дефицитом, но тогда, почти неизбежно, появляется инфляция, дальнейшее разрушение производства и снижение уровня жизни населения, как произошло в 1990-х годах в нашей стране при правительстве Е.Гайдара. Поэтому свободные цены могут вводиться в данной местности только в специально созданных условиях конкуренции на рынке товаров и услуг.

Государство должно следить: 1) чтобы цена на товары не была выше максимальных отраслевых цен, но и не допускать чтобы из-за перепроизводства цена падала меньше себестоимости производства, минимальных отраслевых цен, иначе производство разрушится; 2) ограничивать доходы оптовиков, устанавливая предельные отраслевые оптовые надбавки (если оптовые надбавки ограничены, то ограничение количество посредников нежелательно, так как есть и мелкооптовая торговля, но более желательно налаживание единой информационной базы товаров, когда оптовые поставки возможны сразу от производителей).

Должен быть определен коридор с ограничением максимальной и минимальной цены. Никто не должен продавать продукцию за рамками данного коридора? А как быть, если появилась технология, которая резко снижает затраты на производство? Производитель может обратиться в Госцен о пересмотре отраслевых нормативов. Но продавать по демпинговым ценам он не имеет права. А для предотвращения продаж по ценам выше отраслевых, необходимо обеспечить существование доступной для покупателя базы данных о предложениях производителей. Покупатель сможет сравнить цены у разных производителей и выбрать лучшего для себя поставщика. С превышения цены выше максимально установленной должен уплачиваться повышенный налог.

Как сделать, чтобы торговцы стремились к росту доходов за счет роста продаж, а не роста цен? Желательно всю прибыль, полученную за счет роста цен, изымать в виде налога. Если при расчете участвует определение себестоимости, то продавцу будет выгодным увеличить себестоимость и тем самым повысить свою прибыль, когда она определяется как нормативная от затрат. Это трудно устранимый недостаток для определения цены уникальных товаров. Для товаров выпускаемых многими производителями, можно устанавливать среднеотраслевые цены и весь доход, полученный от превышения средненормативной цены изымать в виде налога. В этом случае себестоимость не участвует в определении нормативной рентабельности и увеличивать себестоимость не имеет смысла. Торговца, допустившему превышения среднеотраслевоой цены, необходимо объяснять правила, подвергать обязательной новой проверке. Если во второй раз будет превышение среднеотраслевой цены, то изымать уже всю полученную прибыль от товара. Тогда торговец встанет перед выбором: либо он торгует по правилам, либо перестает работать. При твердых ценах прибыль можно получить за счет роста продаж, что и нужно для общества.

В монополистических отраслях государство обязательно должно регулировать цены, иначе монополисты будут сокращать производство и увеличивать цены для получения максимальной возможной прибыли. В олигополистических отраслях государство должно присутствовать для сохранения конкуренции. А в рыночных? Тем более.

Один год в сельском хозяйстве может быть настолько благоприятным и урожайным, что приводить к падению цен на продукцию ниже себестоимости и разорению производителей. А другие года могут быть неурожайными, но из-за разрушенного производства общество может производить меньше продуктов, чем необходимо для его существования и это повлечь голод и смерть людей. Чтобы не допустить разрушения производства государство должно присутствовать во всех отраслях с любой степенью конкуренции (монополистической, олигополистической и рыночных), поддерживать доходность и запас производственных мощностей. Народное хозяйство существует не для получения прибыли отдельными производителями, а для существования всего общества. Поэтому всегда необходима активная политика ценообразования по поддержке производителей и потребителей, рентабельности перспективных производств и доступности необходимых для общества продуктов, свободы развития и квотирование производимой продукции. Квотирование производства сельхозпродукции (предоставление права произвести определенное количество продукции) дает возможность в урожайные года в условиях перепроизводства всем участникам сохранить доходы и производство, и обществу не пострадать от разрушения производственных мощностей.

Если цены и рентабельность продукции невысокая, за счет чего должно идти развитие производства? За счет доступного кредита с процентной ставкой близкой к нулю. Когда цены стабильны, а современные технологии, машины, кредиты и знания доступны, тогда не цены, а спрос на товары определяют объемы производства и прибыль. Свободные цены как регулятор определяет не столько скорость развития производства, сколько его разрушения. При свободной цене и монополистическом положении на данном региональном рынке цена может расти до монопольно максимальной, а производство снижаться.

Рост объемов продаж при стабильных ценах, доступном кредите, когда производитель знает, что на его продукцию в будущем обязательно будет спрос – должен являться ведущим показателем и регулятором в производстве. Производители из практики знают, что показателем необходимого объема производства является объемы запасов продукции на складах, изменение скорости продаж, а не цены. Цены уменьшают для реализации плохо продаваемой продукции.

В систему современного ценообразования должны быть включены: 1) Госплан, который должен определять направления изменения спроса и развития производства, балансы изменений ресурсов; 2) Госцен – следить за ценообразованием; 3) Госэкспорт – участвовать в выработке вместе с Госпланом экспортной политики, в том числе и в области цен; 4) Госрезерв – определять изменения конъюнктуры и государственные запасы; 5) товарные биржи; 6) единые правила ценообразования.

Система правил ценообразования. Характер производства и разные потребности общества в товаре определяют необходимость разных правил определения цен.

1. Цены на редкие (уникальные машины и технологии), жизненно важные товары (хлеб) определяется от себестоимости, по заданной рентабельности и с учетом районного коэффициента.

2. Цены на ценообразующие товары (сырье, энергоносители, транспорт, связь) определяется исходя из среднеотраслевых цен с учетом районного коэффициента. Колебание цен на такие товары нежелательно, так как мешает планированию.

Цены на жизненно важные (муку, хлеб, топливо) и ценообразующие товары можно торговцам самостоятельно изменить, когда цены становятся ниже себестоимости с обязательным уведомлением Госцена и обоснованием необходимости изменения цены. Это правило необходимо для сохранения производства при резком росте затрат в кризисных условиях.

 3. Среднеотраслевые цены на традиционные товары. Цены на большинство товаров определяются исходя из среднеотраслевых цен плюс среднеотраслевая рентабельность с учетом районного коэффициента. Такое ценообразование можно использовать на продукцию, имеющую примерно одинаковые свойства.

Определение цен от себестоимости, а, следовательно, и прибыли, уменьшает заинтересованность производителей в снижении затрат на производство. Поэтому важно там, где можно, перейти на среднеотраслевые цены, так как снижение себестоимости повышает прибыль и стимулирует НТП.

Более желательно перейти на рынках, где есть конкуренция на свободное ценообразование, установив максимально и минимально возможные отраслевые цены с учетом районного коэффициента.

Часто повышение качества продукции требует увеличения затрат и цены. Если рассчитывать цену только от среднеотраслевых цен, то это может тормозить развитие и НТП. Современная научно-техническая продукция имеет достаточно разные характеристики. У мобильного телефона может быть функция только телефона, а может быть фотоаппарата, видеокамеры, телевизора и т.д. Как определять цены на данные товары с принципиально разными характеристиками, с учетом ранее произведенных затрат на НИОКР? Если конкуренция на данном рынке высокая, то государство может не вмешиваться в ценообразование и предоставить самим производителям устанавливать свои цены. Если конкуренция слабая, то желательно установить ценообразование от себестоимости, что мы уже определили как не всегда желательный способ определения цен. Поэтому создание конкурентной среды в разных отраслях и на всех рынках регионов, является важной задачей создания необходимых условий развития экономики.

4. Свободные цены желательно иметь на биржевые товары (мука, сахар, нефть). Для удовлетворения сезонного роста спроса, чтобы сбить рост цен, государство должно иметь запасы биржевых товаров.

Желательно везде, где можно, создавать условия конкуренции, когда цены начинают падать, конкуренция начинает их контролировать, переходить на свободные цены. Свободные цены могут не стимулировать производство, а только вызывать инфляцию – общий рост цен, если не созданы условия перетока прибыли от роста цены в производство. Поэтому всегда желательно иметь при свободном ценообразовании вертикально интегрированные структуры с замкнутым циклом, от производства до розничной торговли. Если существуют ограничения на торговые надбавки (оптовые, мелкооптовые), то интеграция может опускаться до оптовой торговли производителей. Оптовые биржи позволяют балансировать спрос и предложение, не допустить дефицита, а ограничения на торговые надбавки – ограничивать перекачку средств торговцам.

5. Цены на экспортные товары должны приносить максимальную прибыль. Они могут быть большими, маленькими или демпинговыми для захвата рынков и вытеснения конкурентов. Государство в данном процессе должно участвовать. Для получения максимально эффективной политики должны создаваться монополии и объединения экспортеров. При большом числе экспортеров, для исключения конкуренции отечественных производителей, должно быть использовано квотирование и принудительное объединение в кооперативы. В кооперативах каждый участник имеет по одному голосу. В этом случае большой производитель может терять из-за согласованных действий «мелких» производителей, и терять все общество. Если объединять экспортеров в виде акционерных обществ, когда вес голоса зависит от размера экспорта или взноса, то большой производитель сможет проводить политику в своих интересах и способен разорить мелких экспортеров. Общество от этого также может потерять. Какая форма объединения экспортеров является более выгодной – однозначно нельзя сказать, пока не определишь очень большое количество параметров и условий. Только в условиях солидарности и взамоподдержки, с квотированием внешних рынков, с проведением политики поддержания множества производств внутри страны, задачу можно решить. Поэтому, при методах солидарности, кооперативные формы с равным голосом более желательны.

Госэкспорт должен помогать отечественным производителям на внешних рынках совместно с торговыми палатами и торгпредствами.

6. Аукционные цены. На некоторые товары невозможно рассчитать цены: земля, заводы, оборудование, квартиры, картины, антикварные драгоценности и т.д., так как она определяется не прошлыми затратами, а возможностью получения в будущем прибыли. Цены на подобные товары должны определяться на аукционах.

7. Цены на предметы роскоши, услуги игорных заведений,[142] табак, алкоголь могут быть свободными и должны облагаться дополнительными налогами. Большая часть торговой надбавки (70-90%) должна идти в доход государства.

8. Цены на импортные товары. Если ввозятся технологии, средства производства, комплектующие, сырье, инструменты (инвестиционные товары), которые не производятся в стране, то налогов не должно быть. На потребительские товары, которые не производятся в стране, налоги должны быть минимальные. На товары, которые производятся в стране, должны устанавливаться налоги, которые защищают определенное время отечественных производителей от более сильных производителей. Очень часто можно видеть на прилавке отечественного или зарубежного магазина только зарубежные товары, лучшие отечественные и дешевые товары отсутствуют в магазине и их невозможно купить. Торговать более дорогим товаром торговцу выгодно и престижно, так как с дорогого товара он получает большую прибыль. Импортные товары должны продаваться обязательно вместе с отечественными, чтобы избежать недобросовестной конкуренции (а точнее недопуска отечественных товаров до реализации). Торговля только дорогими импортными товарами должна разрешаться только зарубежным торговым производителям и компаниям, если есть рядом (не дальше 50 метров) магазин с подобными отечественными товарами. Защищая отечественных производителей с помощью пошлин от более сильных производителей, необходимо проводить политику замены старых технологий на современные. И постепенно снижать налоги на импорт, чтобы внешняя конкуренция стимулировала внутреннее производство и экспорт товаров.

Госцен может структурно входить в Госплан (сегодня Минэкономразвития) и иметь следующие задачи: следить за ценообразование, выявлять нарушения, разъяснять, предупреждать и штрафовать; определять к каким видам ценообразования должно относиться производства конкретного товара; выпускать отраслевые справочники; вести базы данных по отраслям; выдавать всю информацию в открытом доступе (за исключение той, которая составляет государственную тайну); создавать стандарты на электронную отчетность по ценообразованию совместно с налоговой службой.

 Начало страницы
 

© И.О.Викторов, 2008.
Информация с сайта может свободно распространяться с обязательным указанием адреса сайта и даты копирования.
Вариант для Интернета подготовлен 9 мая 2008 года.  Последний раз изменен: 14.05.2011 г.