МАЙГО - постлиберальный проект развития обществаmaigo

 Главная страница

 
  
            Оглавление
    Вступление
1. Идеология  
2. Что происходит в России?
3. Либерализм – дорога к смерти?
4. Принцип сотрудничества и первый закон конфликтологии  
5. Выбор цели  
6. Ценности общества
7. Герои  
8. Здоровье
9. Как переходить на новую систему морали?
10. Общественные и индивидуальные начала
11. Банковская олигархия
12. Войны олигархии с Россией  
13. Глобальные вопросы
14. Отрицательные последствия значительного перераспределения  
15. Человеческий и социальный капитал  
16. Города и поселки  
17. Политическая система: задачи и решения
18. Задачи экономики
19. Роль денег в экономике
20. Два подхода к управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
21.Условия роста экономики
22.Финансовая и банковская системы  
23.Реформы в Китае  
     Заключение  
Приложения
1. Интервью с Линдоном Ларушем
2. Экономическая стратегия государства
3. Методология исследования общества
4. Антикоррупционные меры
5. Борьба с организованной преступностью  
6. Топография здорового города  
7. Система ценообразования
8. Программа развития сельского хозяйства
9. Отличия Майго от других идеологий  
10. Маргрид Кеннеди «Деньги без процентов и инфляции»  
11. Правила воспитания детей в семье
  

3. Методология исследования общества

Методология не является темой данной работы, поэтому она находится в приложении: её нельзя игнорировать, но и подробно о ней говорить не стоит. Однако общие подходы желательно упомянуть.

Приходится постоянно сталкиваться с попытками создания идеологий, авторы которых «наступают на одни и те же грабли». Чтобы на них не наступать, надо знать эти «грабли» и не допускать ошибок.

Есть три подхода к неудавшимся общественным проектам. Проект не удался так как: 1) люди глупые и не знают что и как надо правильно делать; 2) люди знают как надо делать, но являются врагами и поэтому специально сделали плохо; 3) представления и модели несовершенны, поэтому результат неудовлетворительный.

Первый подход, когда других людей считают глупыми, и второй, когда людей считают врагами, нельзя признать удовлетворительными, так как неудавшийся опыт не анализируется, из него не делаются выводы, не ищется то, что в нем было положительного. При этом подходят к людям с позиции их виновности. Только третий подход оправдан, так как он признает все модели несовершенными, позволяет делать выводы из положительных и отрицательных результатов. Он обязывает считать любую модель ограниченной в применении и определить границы, за пределами которой она начинает давать ошибки.

 

Области с точностью                                 0%

                                                                         

                                                                        

                                      100%         50%  

                                                                        

                                                                         

                                                                        

 

 

Рис. 15. Любая содержательная модель имеет области, где она дает высокую, среднюю точность предсказаний и область, где она неверна. Если теория утверждает, что она верна всегда, то это либо правила, либо мифы (религия, сказки).

 

В любой модели выделяются главные и отбрасываются второстепенные связи, она упрощается. Поэтому любая модель является упрощенной, несовершенной и применимой лишь к определенной области действительности. Исследователь должен найти области, где его модель дает наиболее точные результаты (в 80-100% случаев), менее точные (50-60%), и становится ошибочной (0%). Необходимо найти границу, когда теория становиться ошибочной. Если исследователь заявляет о безошибочности своей теории, то это либо правила (нормы), либо мифы (религиозные и иные сказки). Ни те, ни другие не нуждаются в определении границ применимости и величины ошибки. 

Исследование областей применимости модели дает возможность, за счет изменения свойств объекта или условий, расширить область её применения.

Желательно чтобы модель объясняла произошедшие события. Более желательно чтобы модель предсказывала возможный спектр результатов тех или иных действий, при существующих или создаваемых условиях. Когда модель позволяет делать прогноз результата с определенной ошибкой, тогда модель можно проверить на практике и определить реальную ошибку, а затем эту ошибку уменьшить или увеличить, в зависимости от необходимости, меняя параметры модели.

Любая теория имеет инструментальную (способы получения результатов) и нормативную (мировоззренческую, задающую цели и нормы) части. Важно понимать, когда, с какой целью появилась теории, для чего она предназначена, так как цели предопределяют выбор способов их достижения.

Большинство теорий имеют теоретический, эмпирический уровни и область фактов. В основе теории, как правило, лежат гипотезы теоретического и эмпирического уровней. Гипотезы эмпирического уровня должны исследоваться на соответствие известным фактам. Теория, не имеющая эмпирического уровня, подтверждения и опровержения фактами, зоны своей ошибочности, является мифом, выдумкой.

Только с созданием моделей и теории многие явления в мире становятся наблюдаемыми, значимыми, объяснимыми и предсказываемыми. Пока теории нет, явления могут проходить мимо сознания человека.

При любом исследовании сложного реального явления, так как он многогранен, а модели обязательно ограничены свойствами нашего мозга и восприятия, желательно найти весь спектр возможных моделей и границы их применения. Это дает возможность выйти на новый абстрактный уровень и построить общую модель.

Недостаточно точная модель может иметь правильные решения в другом наборе фактов или условий. Поэтому необходимо к исследователям относиться с «презумпции невиновности», с верой, что человек преследовал благие цели.

Исследователь, строящий модель в противопоставлении понятий «свои» – «враги» и эмоционально описывающий свои представления, не прав заранее в принципе по своему подходу к работе. Так как такой подход не позволяет видеть положительное в других моделях, а эмоции не дают услышать критику, определить границы и величину ошибок своей модели.

В начале 21 века, с отходом от интернационализма коммунистической идеологии, в России можно увидеть рост сторонников защиты национальных прав, создания особых условий для определенных наций. Почему такой подход неконструктивен и опасен? Национализм (идеология и политика) трактует нацию как высшую ценность. В 19-20 веках национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. Национализм всегда сопровождается идеей национального превосходства и национальной исключительности и в своем логическом развитии принимает крайние формы шовинизма (ненависти к другим нациям и умалении их прав), является основой фашизма и ведет к войне. Две мировые войны в Европе были порождены национализмом. Если государство строиться по религиозному или национальному признаку, то это приводит к религиозным и национальным внутренним и внешним войнам. Поэтому для исключения внутренних конфликтов всегда желательно чтобы страна имела только территориальное деление и интернациональную (с равенством прав народов) идеологию развития. Если в политике нет равенства и есть национальный признак, то это дорога к расизму, насилию и гибели людей.

Пьер Трюдо, бывший премьер-министр Канады, писал: «На всем протяжении истории, когда какое-либо государство в качестве краеугольного камня своего существования принимало ограниченную и нетерпимую, по сути, идею религиозной или национальной исключительности, результатом этого, как правило, становились насилия и война. Прежде чем мог быть положен конец религиозным войнам, нужно было отказаться от религии как основы государства. Поэтому остается мало надежды на то, что можно покончить с войнами между нациями до тех пор, пока нация, понимаемая как замкнутое этническое образование, не перестанет быть основой государственности. Националисты склонны определять добро исходя из установок той или иной национальной группы или религиозного идеала, а отнюдь не из установок, приемлемых для всего народа. Вот почему националистическое правительство всегда тяготеет к нетерпимости, дискриминации и тоталитаризму. Поэтому действительно демократическое правительство – провинциальное ли, федеральное ли – не может быть националистическим, поскольку оно должно добиваться добра для всех своих граждан, вне зависимости от пола, цвета кожи, расы, религиозных убеждений или национального происхождения. Демократическое правительство выступает за гражданство для всех и никогда – за национализм».

Национализм, как приоритет и защита интересов одной национальной группы, для сплочения всех народов в стране изначально не подходит. Он порождает неравенство, конфликтное и несвободное общество. От национализма проигрывают все. И в том числе нация, за «особые» интересы которой националисты вроде бы и борются.

Идея единства изначально должна быть интернациональной и опираться на понимание того, что от союза выигрывает каждый народ в отдельности и все народы вместе, что союз усиливает возможности всех, открывает новые возможности, недоступные каждому народу в отдельности.

После второй мировой войны, для того чтобы избежать возможности новых войн в Европе, в основу объединения было положено единство разных народов, чьи экономики, политические органы стали передавать все больше прав от нации к наднациональным общим органам. Конечной целью сближения является создание единого интернационального государства, с равными правами для всех народов и людей не зависимо от их национальности. Национализм становиться пережитком войн 20 века. Его воскрешение недальновидно и игнорирует уроки истории. Идеология, защищающая интересы всего общества, должна быть интернациональной.

Почему миссионерство и особый путь не желательны для России? Потому что миссионерство предусматривает экспансию и навязывание своей культуры, своих представлений, ценностей другим народам. Народ может гордиться своей культурой, сделать её доступной для других, но навязывать не должен. Миф об особом пути страны дает возможность игнорировать опыт других стран и предлагать идеологию, в которой не учитывается опыт человечества. Установка на жертвенность игнорирует основную цель любого общества – сохранение жизни, сделать жизнь всего общества лучше.

Итак, современные общественные концепции должны: обладать предсказательными возможностями, иметь области, в которых они ошибаются, по возможности избегать противопоставлений понятий «свои - враги», учитывать мировой опыт разработки идеологий и быть интернациональными.

 Начало страницы
 

© И.О.Викторов, 2008.
Информация с сайта может свободно распространяться с обязательным указанием адреса сайта и даты копирования.
Вариант для Интернета подготовлен 9 мая 2008 года.  Последний раз изменен: 14.05.2011 г.