|
-
- 20. Два подхода к
управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
- Содержание
-
1. Мировой экономический кризис 1929 года
-
2. Послевоенная экономическая политика
-
Основные идеи
- 1. Мировой
экономический кризис 1929 года
- Вплоть до 30-х годов 20-го столетия среди
экономистов господствовало мнение, что механизмы свободного
ценообразования автоматически приводят экономику к равновесию и
совокупный спрос становится равен совокупному предложению. К 1929
году произошло значительное укрупнение предприятий, возросла роль
профсоюзов. Экономисты отметили, что цены и заработная плата
перестали быть гибкими, и рыночные механизмы саморегуляции стали
давать сбои.
- Мировой экономический кризис 1929 года начался
с краха на фондовой бирже Нью-Йорка и охватил банковскую систему,
промышленность, сельское хозяйство. За 1929-1933 года в США
разорились 135 торговых, промышленных и финансовых фирм. К 1932 году
промышленное производство сократилось в целом на 46%, стали на 78%,
автомобилей – на 80%. В аграрном секторе сбор пшеницы упал на 36%,
кукурузы - на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились
на 58%. Около 1 млн. ферм разорились. Страна по уровню производства
была отброшена к 1911 году.
- Резко упал жизненный уровень. Заработная плата
снизилась почти вдвое. Число безработных вместе с семьями составило
почти половину всего населения. Многие лишились своего жилья.
Разразился голод. Американский экономист Э.Хансен подсчитал, что
«недопотребление произведенных потребительских благ составило в 30-е
годы в США 200 млрд. долларов, капитальных благ – 100 млрд.».
Что это за «чума», когда при изобилии товаров у людей не хватает
денег даже для самого необходимого?
- В чем была причина кризиса? Вспомним нашу
модель товарно-денежного баланса. Что произойдет, если спрос
начинает уменьшаться? Товары не раскупаются, цены падают. Если
товары продаются ниже себестоимости, то производство сокращается.
Сокращение производства ведет к увольнениям, уменьшению заработной
платы и спроса. В результате экономика входит в самоподдерживающийся
процесс разрушения производства.
- Что могла тогда предложить классическая
экономическая теория? Только два метода выхода из кризиса: политику
доступного кредита и сокращение заработной платы. Сокращение
заработной платы уменьшает спрос, а сокращение предложений кредитов
уменьшает предложение. Эти меры с неизбежностью ведут к ухудшению
производства и жизни людей. Джон Кейнс считал эти меры для выхода из
кризиса неэффективными. На самом деле, они разрушительны. Но именно
эти меры проводились.
- Великая депрессия 1929-1933 годов положила
конец надеждам на саморегуляцию рынка. Кейнс в своих работах
доказал, что равновесие денежного спроса и товарного предложения
может произойти при очень малом спросе и очень малом предложении.
Что является фундаментальной ошибкой уверенность в том, что
совершенная конкуренция есть достаточное условие эффективного
распределения ресурсов. Что свободная рыночная система сама никогда
не может вернуться в режим полной занятости и высокого уровня
производства. Кейнс убедительно доказал, что для возврата экономики
в состояние эффективной работы и полной занятости необходимо
вмешательство государства.
- Он сделал вывод, что ведущую роль в экономике
развития играет не предложение, как предполагала теория Сэя, а
динамика спроса. Для стимулирования спроса, производства и занятости
Кейнс предлагал правительству использовать дефицит бюджета для
финансирования общественных работ.
- В 1933 году в США президентом был избран
Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в
стране было чрезвычайное. И для выхода из кризиса Рузвельт
использовал идеи Кейнса о необходимости активной роли государства и
стимулирования спроса. Была разработана одна из самых известных и
эффективных программ под названием «Новый курс».
- Реализация программы позволила оздоровить
финансовую и банковскую системы, США отказались от золотого
стандарта, девальвировали доллар и сократили число банков.
Реконструкционная корпорация за первые два года «Нового курса»
выдала займов предприятиям на сумму более 6 млрд. долларов. В июле
1933 г. был принят закон о восстановлении национальной
промышленности, который вводил систему государственного
регулирования. Была создана Администрация национального
восстановления, в состав которой вошли представители финансовой
олигархии, а также экономисты, деятели Американской федерации труда.
Кодексами (договорами) устанавливались объемы производства, условия
занятости, уровень заработной платы, рынки сбыта и единая политика
цен. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл.,
огромная сумма по тем временам. На общественных работах в 1934 году
работало 5 млн. человек. Молодежь 18-25 лет ремонтировала дороги,
очищала леса, проводила мелиорацию. Пособия получали 20 млн.
американцев.
- Политика активного государственного управления
позволила США быстро восстановить объем производства, а во время
второй мировой войны развивать производительные силы в три раза
более быстрыми темпами, чем в мирное время, и заложить основу
американского могущества в мире.
- 2. Послевоенная
экономическая политика
- После второй мировой войны, страны переводили
свои экономики на мирное производство. Рекомендации Кейнса о
возможности использования дефицита бюджета для оживления спроса
широко использовались. Это позволило дать людям работу. План
Маршалла для Западной Европы позволил быстро восстановить
производственные мощности и довоенные объемы производства.
Предпринимателям была дана большая свобода в организации
производства, политике заработной платы и ценообразовании.
Проведение кейнсианской политики позволило достигнуть почти полной
занятости, но одновременно стали расти цены.
- Анализ происходящих процессов позволил
предположить, что при высокой безработице инфляция была низкой, но
как только занятость возрастала, начинали расти цены. Эти
взаимосвязи австралийский ученый Филлипс выразил в кривых, которые
одно время имели статистическое подтверждение. Причины этой
зависимости подробно обсуждали в 50-е и 60-е года. Преобладающее
объяснение заключалось в том, что высокая безработица вынуждает
работающих по найму соглашаться на меньшую заработную плату. Это
вызывает замедление роста цен. Когда производство расширяется, спрос
на рабочую силу и заработная плата растет, в результате совокупный
спрос возрастает, и цены начинают расти. За сокращение безработицы и
расширение производства платой была инфляция.
- Экономисты пришли к выводу, что расширение
спроса (доходов потребителей и инвестиций производителей) в
кратковременном отрезке времени, действительно приводит к росту
производства, занятости, пока производственные мощности не
загружены, но затем следует рост цен, инфляция, процессы
перепроизводства, спада и безработицы. Кривая Филлипса показывала,
что не может быть одновременно большой безработицы и высокой
инфляции. Экономисты считали, что платой за рост и занятость должны
быть инфляция, которая в то время не принимала угрожающего
характера.
- Какие механизмы управления экономикой
рекомендуют использовать современные экономисты? Было предложено
всего лишь несколько макроэкономических механизмов регулирования:
1) налоговая политика парламента и региональных властей (рост
налогов может сокращать доходы населения и предприятий и вести к
уменьшению инвестиций); 2) бюджетная политика
правительства и региональных властей (государство может увеличить
программы государственных расходов, дотаций, пособий и
способствовать появлению как потребительского спроса, так и
инвестиций); 3) кредитная политика центрального банка (рост
резервов банков, процента за кредит, продажи правительственных
облигаций уменьшает денежную массу, спрос и инвестиции). Все
механизмы управления, если не брать во внимание структурную
политику, так или иначе связаны с регулированием двух показателей:
потребительского спроса и инвестиций.
- Так как экономика развивается циклично, то для
предотвращения резких колебаний развития предлагалось проводить во
время экономического бума активную политику по сдерживанию спроса и
инвестиций, а во время спада использовать методы, подстегивающие
темпы развития. Экономисты утверждали, что для обеспечения
стабильности, правительство всегда должно действовать против
происходящих тенденций, то есть нажимать на педаль газа во время
замедления, и на педаль тормоза – во время разгона для сохранения
средней скорости движения.
- В 1956 году вышла книга Милтона Фридмана
«Исследование количественной теории денег», в которой были
сформулированы принципы современной количественной теории денег.
Основной тезис Фридмана - рыночная экономика функционирует лучшим
образом, когда ее оставляют в покое. В работе «История денежного
обращения США 1863-1960 гг.» (1963) Фридманxe "Фридмен" утверждал,
что «Великая Депрессия была порождением плохой денежной политики
властей, а не следствием нестабильности рыночной экономики.
В момент, когда властям следовало расширить предложение денег,
власти, напротив, ужесточили денежную политику и тем самым нанесли
вред». Постоянные и объективные опоздания в принятии решений по
антициклической политике происходят, по мнению Фридмана, из-за
несовершенства знаний, прогнозов и свойств демократии, требующих
долговременных согласований в парламенте, и не позволяют
правительству результативно управлять. Пока принимаются решения по
ослаблению бума, может начаться спад и его можно только усугубить, и
наоборот. Поэтому активная политика правительства, по мнению
Фридмана, только мешает и усугубляет кризисные явления.
- Фридман сформулировал тезисы своей теории, с
которыми можно согласится, если их уточнить: 1) запас прочности у
системы свободной конкуренции неисчерпаем, она сама возвращает себя
к равновесию (если государство искусственно создаст рыночную
систему); 2) конкурентные рынки, за редким исключением, всегда
оказываются более эффективными, чем монопольные или административно
регулируемые (если равновесие не установилось в точке с минимальной
активностью); 3) поддержание стабильных цен и конкуренция – главная
задача государства (при этом надо не забывать основные цели –
сохранение жизни, доходов, свободы и т.д.); 4) кризисы привносятся в
конкурентную систему извне, преимущественно неграмотными действиями
государства (если при этом государством поддерживается сама
конкурентная среда и нет мощных внешних шоков, например, скачков цен
на нефть); 5) рост денежной массы оказывает решающее влияние на рост
цен (если не учитывать инфляцию по психологическим причинам); 6) чем
меньше доля государства в валовом внутреннем продукте (ВВП), тем
лучше жизнь простых людей (если не обращать внимания на сокращение
помощи матерям, детям, бездомным, безработным, и рост доходов
олигархии).
- С Фридманом можно согласиться по частностям,
но как согласиться с общим подходом невмешательства в экономику?
Если не знаешь и не умеешь, то, конечно, не вмешивайся в экономику.
Неолиберальная теория не дает возможности проводить активную
политику по развитию производства и выходу из разрушительных
кризисов, поэтому она абсолютно права, когда советует своим
сторонникам регулировать общие показатели и не вмешиваться в
конкретные процессы чтобы не навредить. Пилот самолета, конечно,
может бросить штурвал, когда включен автопилот, но взлет и посадку
доверяют только знающим и умелым летчикам. Неолиберальный режим –
это автопилот с саморегулящией. Но управлять развитием неолибералы
не умеют, не знают что и как делать.
- Следует помнить, что в анализе экономической
системы должны присутствовать некоторые элементы: структура
экономики, связи (объективные законы), нормы (правила) юридические,
методы управления, конкретные решения и результаты, история развития
экономики и учет психологии людей. Абстрагирование, отвлечение от
большого круга элементов допустимо, но с упрощением теряются связи и
полнота картины. Необходимо найти и указать границы применимости
теории и области, где теория дает сбои и её выводы неверны.
- Фридман показал, что если взять данные не за
несколько лет, а за десятилетия, то оказывается, что в экономике
каждой страны можно обнаружить «естественный уровень
безработицы». Она может возрастать и уменьшаться, но всегда
возвращается к своему естественному уровню, который в Европе
составляет от 4% в Скандинавии до 10% в Средиземноморских странах, а
в США – 6%. Никакая активная политика государства, по мнению
Фридмана, не может уменьшить безработицу в долговременном плане.
И рост денежной массы не ведет к сокращению безработицы в
перспективе, а вызывает лишь рост инфляции. Подтверждение в
правильности такого мнения можно найти в статистических данных
(рис. 10). Действительно в 70-80-х годах среднее значение
безработицы колебалось около 6% и действительно в те годы рост
денежной массы и расширение спроса сопровождался ростом инфляции.
И только политика по сдерживанию денежной массы в 80-х годах
уменьшила инфляционные ожидания и сократила инфляцию.
- Фридман рассчитал средние темпы роста
экономики США за 150 лет (с 1810 по 1960 г.), которые оказались
равными 4% в год. Производительность труда росла темпами 2% в год, а
остальной прирост был обеспечен ростом численности рабочей силы. Так
как ограничение роста денежной массы сдерживает развитие, спрос и
вызывает безработицу, а активная государственная политика может
ухудшать экономические процессы, то Фридман предложил
правительству США придерживаться в долговременном периоде темпа
прироста денежной массы равному 4%. Денежная политика, по его
мнению, должны быть стабильной и предсказуемой, чтобы не допустить
инфляционных ожиданий и роста цен.
-
- Рис. 10. Изменение
темпов безработицы и инфляции в США (1973-1989 гг.). Такие же
процессы происходили в других странах Западной Европы. Статистика
показала, что не существуют сколько-нибудь долговременного
устойчивого соотношения между инфляцией и безработицей. Справиться с
инфляцией удавалось только контролем над денежной массой, а затем
постепенно уменьшить безработицу медленным ростом денежной массы.
-
- А в 1970-х годах произошел одновременный рост
безработицы и инфляции в США и странах Западной Европы (рис. 10).
Оживление спроса вело лишь к росту инфляции, и не уменьшало
безработицы. Это означало, что не существуют сколько-нибудь
долговременного устойчивого соотношения между инфляцией и
безработицей, гипотеза Филипса не подтвердилась. Инфляция была
признана главным злом, с которым в первую очередь следовало
бороться. Сокращением денежной массы, спроса, потребления,
удалось сначала сократить инфляцию, а затем, проводя стабильную
политику роста денежной массы, по рекомендации Фридмана около 4% в
год, сократить безработицу.
- Вроде бы рекомендации Фридмана хорошие. Но, не
стоит забывать, что монетарная концепция является частью
классической экономической теории. Эффективность классических
рыночных методов управления – это миф, разоблаченный во время
великой депрессии 30-х годов. В современных экономиках
государственным регулированием подвергается до 60 и более процентов
производства в США и Евросоюзе. А производство ТНК, составляющее 100
наукоемкой продукции и до 80% общего производства развитых стран,
вообще находиться в режиме планового директивного управления с
планированием цены не рыночными способами. В современной экономике
государство регулирует до 60% производства рыночными, директивными
методами, регулированием цен на энергоносители, важнейшие
ценообразующие товары, закупками товаров по твердым ценам и
планированием объемов выпуска, экспорта технологий и импорта
товаров. Пропорция государственного и рыночного управления
составляет примерно 60 к 40. (О современных подходах к управлению
экономикой можно посмотреть в приложении 2).
- Монетарная концепция достаточно простая
(сокращай денежную массу, заработную плату и инвестиции, при росте
цен), её применение способно разрушить любую экономику (о чем
М.Фридман отлично знает). Поэтому она и была включена олигархами в
проект МВФ для стран, нуждающимися в помощи, но не входящими в число
стран «золотого миллиарда», с целью разрушения экономик этих стран и
получения экономического и политического контроля над ними. Но как
мы знаем, что денежный контроль еще важнее. Поэтому одним из
важнейшим требованием всегда является приватизация и либерализация
банковского сектора, свобода действий зарубежных банков на
территории. Обычно говориться о свободе движения капитала, притоке
инвестиций, прогрессе, развитии и процветании. Но не говориться, что
данной свободы достаточно для того, чтобы природные богатства
польются рекой туда, куда надо олигархии. Что лакомые куски
национальной экономики будут скуплены ТНК, а конкуренты разорены.
Свобода для олигархия приводит к разорению страны и постановки её
под контроль.
- Основные идеи
- М.Фридман как последовательный сторонник
монетарного направления неокласической школы считает, что
государство должно в максимальной степени устраниться из управления
экономикой. Почему? Потому что государственные «регулировщики»
неэффективны и вносят дисбалансы в стройный саморегулирующий
механизм рынка.
- Великая депрессия 1929-1933 годов положила
конец надеждам на саморегуляцию рынка. Кейнс в своих работах
доказал, что равновесие денежного спроса и товарного предложения
может произойти при очень малом спросе и очень малом предложении.
Является фундаментальной ошибкой уверенность в том, что совершенная
конкуренция есть достаточное условие эффективного распределения
ресурсов. Свободная рыночная система сама никогда не может вернуться
в режим полной занятости и высокого уровня производства. Кейнс
убедительно доказал, что для возврата экономики в состояние
эффективной работы и полной занятости необходимо вмешательство
государства.
- Современные государства используют как
государственные, так и рыночные способы управления. Считается лучшим
соотношение государственных и рыночных структур в экономике 60 к 40
соответственно.
-
-
|