МАЙГО - постлиберальный проект развития обществаmaigo

 Главная страница

 
  
            Оглавление
    Вступление
1. Идеология  
2. Что происходит в России?
3. Либерализм – дорога к смерти?
4. Принцип сотрудничества и первый закон конфликтологии  
5. Выбор цели  
6. Ценности общества
7. Герои  
8. Здоровье
9. Как переходить на новую систему морали?
10. Общественные и индивидуальные начала
11. Банковская олигархия
12. Войны олигархии с Россией  
13. Глобальные вопросы
14. Отрицательные последствия значительного перераспределения  
15. Человеческий и социальный капитал  
16. Города и поселки  
17. Политическая система: задачи и решения
18. Задачи экономики
19. Роль денег в экономике
20. Два подхода к управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
21.Условия роста экономики
22.Финансовая и банковская системы  
23.Реформы в Китае  
     Заключение  
Приложения
1. Интервью с Линдоном Ларушем
2. Экономическая стратегия государства
3. Методология исследования общества
4. Антикоррупционные меры
5. Борьба с организованной преступностью  
6. Топография здорового города  
7. Система ценообразования
8. Программа развития сельского хозяйства
9. Отличия Майго от других идеологий  
10. Маргрид Кеннеди «Деньги без процентов и инфляции»  
11. Правила воспитания детей в семье
  
20. Два подхода к управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
    Содержание
1. Мировой экономический кризис 1929 года  
2. Послевоенная экономическая политика  
    Основные идеи
1. Мировой экономический кризис 1929 года
Вплоть до 30-х годов 20-го столетия среди экономистов господствовало мнение, что механизмы свободного ценообразования автоматически приводят экономику к равновесию и совокупный спрос становится равен совокупному предложению. К 1929 году произошло значительное укрупнение предприятий, возросла роль профсоюзов. Экономисты отметили, что цены и заработная плата перестали быть гибкими, и рыночные механизмы саморегуляции стали давать сбои.
Мировой экономический кризис 1929 года начался с краха на фондовой бирже Нью-Йорка и охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. За 1929-1933 года в США разорились 135 торговых, промышленных и финансовых фирм. К 1932 году промышленное производство сократилось в целом на 46%, стали на 78%, автомобилей – на 80%. В аграрном секторе сбор пшеницы упал на 36%, кукурузы - на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%. Около 1 млн. ферм разорились. Страна по уровню производства была отброшена к 1911 году.
Резко упал жизненный уровень. Заработная плата снизилась почти вдвое. Число безработных вместе с семьями составило почти половину всего населения. Многие лишились своего жилья. Разразился голод. Американский экономист Э.Хансен подсчитал, что «недопотребление произведенных потребительских благ составило в 30-е годы в США 200 млрд. долларов, капитальных благ – 100 млрд.».[1] Что это за «чума», когда при изобилии товаров у людей не хватает денег даже для самого необходимого?
 В чем была причина кризиса? Вспомним нашу модель товарно-денежного баланса. Что произойдет, если спрос начинает уменьшаться? Товары не раскупаются, цены падают. Если товары продаются ниже себестоимости, то производство сокращается. Сокращение производства ведет к увольнениям, уменьшению заработной платы и спроса. В результате экономика входит в самоподдерживающийся процесс разрушения производства.[2]
Что могла тогда предложить классическая экономическая теория? Только два метода выхода из кризиса: политику доступного кредита и сокращение заработной платы. Сокращение заработной платы уменьшает спрос, а сокращение предложений кредитов уменьшает предложение. Эти меры с неизбежностью ведут к ухудшению производства и жизни людей. Джон Кейнс считал эти меры для выхода из кризиса неэффективными. На самом деле, они разрушительны. Но именно эти меры проводились.
Великая депрессия 1929-1933 годов положила конец надеждам на саморегуляцию рынка. Кейнс в своих работах доказал, что равновесие денежного спроса и товарного предложения может произойти при очень малом спросе и очень малом предложении. Что является фундаментальной ошибкой уверенность в том, что совершенная конкуренция есть достаточное условие эффективного распределения ресурсов. Что свободная рыночная система сама никогда не может вернуться в режим полной занятости и высокого уровня производства. Кейнс убедительно доказал, что для возврата экономики в состояние эффективной работы и полной занятости необходимо вмешательство государства.
Он сделал вывод, что ведущую роль в экономике развития играет не предложение, как предполагала теория Сэя, а динамика спроса. Для стимулирования спроса, производства и занятости Кейнс предлагал правительству использовать дефицит бюджета для финансирования общественных работ.
В 1933 году в США президентом был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайное. И для выхода из кризиса Рузвельт использовал идеи Кейнса о необходимости активной роли государства и стимулирования спроса. Была разработана одна из самых известных и эффективных программ под названием «Новый курс».
Реализация программы позволила оздоровить финансовую и банковскую системы, США отказались от золотого стандарта, девальвировали доллар и сократили число банков. Реконструкционная корпорация за первые два года «Нового курса» выдала займов предприятиям на сумму более 6 млрд. долларов. В июле 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности, который вводил систему государственного регулирования. Была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Кодексами (договорами) устанавливались объемы производства, условия занятости, уровень заработной платы, рынки сбыта и единая политика цен. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., огромная сумма по тем временам. На общественных работах в 1934 году работало 5 млн. человек. Молодежь 18-25 лет ремонтировала дороги, очищала леса, проводила мелиорацию. Пособия получали 20 млн. американцев.[3]
Политика активного государственного управления позволила США быстро восстановить объем производства, а во время второй мировой войны развивать производительные силы в три раза более быстрыми темпами, чем в мирное время, и заложить основу американского могущества в мире.[4]
2. Послевоенная экономическая политика
После второй мировой войны, страны переводили свои экономики на мирное производство. Рекомендации Кейнса о возможности использования дефицита бюджета для оживления спроса широко использовались. Это позволило дать людям работу. План Маршалла для Западной Европы позволил быстро восстановить производственные мощности и довоенные объемы производства. Предпринимателям была дана большая свобода в организации производства, политике заработной платы и ценообразовании. Проведение кейнсианской политики позволило достигнуть почти полной занятости, но одновременно стали расти цены.
Анализ происходящих процессов позволил предположить, что при высокой безработице инфляция была низкой, но как только занятость возрастала, начинали расти цены. Эти взаимосвязи австралийский ученый Филлипс выразил в кривых, которые одно время имели статистическое подтверждение. Причины этой зависимости подробно обсуждали в 50-е и 60-е года. Преобладающее объяснение заключалось в том, что высокая безработица вынуждает работающих по найму соглашаться на меньшую заработную плату. Это вызывает замедление роста цен. Когда производство расширяется, спрос на рабочую силу и заработная плата растет, в результате совокупный спрос возрастает, и цены начинают расти. За сокращение безработицы и расширение производства платой была инфляция.
Экономисты пришли к выводу, что расширение спроса (доходов потребителей и инвестиций производителей) в кратковременном отрезке времени, действительно приводит к росту производства, занятости, пока производственные мощности не загружены, но затем следует рост цен, инфляция, процессы перепроизводства, спада и безработицы. Кривая Филлипса показывала, что не может быть одновременно большой безработицы и высокой инфляции. Экономисты считали, что платой за рост и занятость должны быть инфляция, которая в то время не принимала угрожающего характера.
Какие механизмы управления экономикой рекомендуют использовать современные экономисты? Было предложено всего лишь несколько макроэкономических механизмов регулирования: 1) налоговая политика парламента и региональных властей (рост налогов может сокращать доходы населения и предприятий и вести к уменьшению инвестиций); 2) бюджетная политика правительства и региональных властей (государство может увеличить программы государственных расходов, дотаций, пособий и способствовать появлению как потребительского спроса, так и инвестиций); 3) кредитная политика центрального банка (рост резервов банков, процента за кредит, продажи правительственных облигаций уменьшает денежную массу, спрос и инвестиции). Все механизмы управления, если не брать во внимание структурную политику, так или иначе связаны с регулированием двух показателей: потребительского спроса и инвестиций.
Так как экономика развивается циклично, то для предотвращения резких колебаний развития предлагалось проводить во время экономического бума активную политику по сдерживанию спроса и инвестиций, а во время спада использовать методы, подстегивающие темпы развития. Экономисты утверждали, что для обеспечения стабильности, правительство всегда должно действовать против происходящих тенденций, то есть нажимать на педаль газа во время замедления, и на педаль тормоза – во время разгона для сохранения средней скорости движения.
В 1956 году вышла книга Милтона Фридмана «Исследование количественной теории денег», в которой были сформулированы принципы современной количественной теории денег. Основной тезис Фридмана - рыночная экономика функционирует лучшим образом, когда ее оставляют в покое. В работе «История денежного обращения США 1863-1960 гг.» (1963) Фридманxe "Фридмен" утверждал, что «Великая Депрессия была порождением плохой денежной политики властей, а не следствием нестабильности рыночной экономики. В момент, когда властям следовало расширить предложение денег, власти, напротив, ужесточили денежную политику и тем самым нанесли вред». Постоянные и объективные опоздания в принятии решений по антициклической политике происходят, по мнению Фридмана, из-за несовершенства знаний, прогнозов и свойств демократии, требующих долговременных согласований в парламенте, и не позволяют правительству результативно управлять. Пока принимаются решения по ослаблению бума, может начаться спад и его можно только усугубить, и наоборот. Поэтому активная политика правительства, по мнению Фридмана, только мешает и усугубляет кризисные явления.
Фридман сформулировал тезисы своей теории, с которыми можно согласится, если их уточнить: 1) запас прочности у системы свободной конкуренции неисчерпаем, она сама возвращает себя к равновесию (если государство искусственно создаст рыночную систему); 2) конкурентные рынки, за редким исключением, всегда оказываются более эффективными, чем монопольные или административно регулируемые (если равновесие не установилось в точке с минимальной активностью); 3) поддержание стабильных цен и конкуренция – главная задача государства (при этом надо не забывать основные цели – сохранение жизни, доходов, свободы и т.д.); 4) кризисы привносятся в конкурентную систему извне, преимущественно неграмотными действиями государства (если при этом государством поддерживается сама конкурентная среда и нет мощных внешних шоков, например, скачков цен на нефть); 5) рост денежной массы оказывает решающее влияние на рост цен (если не учитывать инфляцию по психологическим причинам); 6) чем меньше доля государства в валовом внутреннем продукте (ВВП), тем лучше жизнь простых людей (если не обращать внимания на сокращение помощи матерям, детям, бездомным, безработным, и рост доходов олигархии).
С Фридманом можно согласиться по частностям, но как согласиться с общим подходом невмешательства в экономику? Если не знаешь и не умеешь, то, конечно, не вмешивайся в экономику. Неолиберальная теория не дает возможности проводить активную политику по развитию производства и выходу из разрушительных кризисов, поэтому она абсолютно права, когда советует своим сторонникам регулировать общие показатели и не вмешиваться в конкретные процессы чтобы не навредить. Пилот самолета, конечно, может бросить штурвал, когда включен автопилот, но взлет и посадку доверяют только знающим и умелым летчикам. Неолиберальный режим – это автопилот с саморегулящией. Но управлять развитием неолибералы не умеют, не знают что и как делать.
Следует помнить, что в анализе экономической системы должны присутствовать некоторые элементы: структура экономики, связи (объективные законы), нормы (правила) юридические, методы управления, конкретные решения и результаты, история развития экономики и учет психологии людей. Абстрагирование, отвлечение от большого круга элементов допустимо, но с упрощением теряются связи и полнота картины. Необходимо найти и указать границы применимости теории и области, где теория дает сбои и её выводы неверны.
Фридман показал, что если взять данные не за несколько лет, а за десятилетия, то оказывается, что в экономике каждой страны можно обнаружить «естественный уровень безработицы». Она может возрастать и уменьшаться, но всегда возвращается к своему естественному уровню, который в Европе составляет от 4% в Скандинавии до 10% в Средиземноморских странах, а в США – 6%. Никакая активная политика государства, по мнению Фридмана, не может уменьшить безработицу в долговременном плане. И рост денежной массы не ведет к сокращению безработицы в перспективе, а вызывает лишь рост инфляции. Подтверждение в правильности такого мнения можно найти в статистических данных (рис. 10). Действительно в 70-80-х годах среднее значение безработицы колебалось около 6% и действительно в те годы рост денежной массы и расширение спроса сопровождался ростом инфляции. И только политика по сдерживанию денежной массы в 80-х годах уменьшила инфляционные ожидания и сократила инфляцию.
Фридман рассчитал средние темпы роста экономики США за 150 лет (с 1810 по 1960 г.), которые оказались равными 4% в год. Производительность труда росла темпами 2% в год, а остальной прирост был обеспечен ростом численности рабочей силы. Так как ограничение роста денежной массы сдерживает развитие, спрос и вызывает безработицу, а активная государственная политика может ухудшать экономические процессы, то Фридман предложил правительству США придерживаться в долговременном периоде темпа прироста денежной массы равному 4%. Денежная политика, по его мнению, должны быть стабильной и предсказуемой, чтобы не допустить инфляционных ожиданий и роста цен.
 
Рис. 10. Изменение темпов безработицы и инфляции в США (1973-1989 гг.). Такие же процессы происходили в других странах Западной Европы. Статистика показала, что не существуют сколько-нибудь долговременного устойчивого соотношения между инфляцией и безработицей. Справиться с инфляцией удавалось только контролем над денежной массой, а затем постепенно уменьшить безработицу медленным ростом денежной массы.
 
А в 1970-х годах произошел одновременный рост безработицы и инфляции в США и странах Западной Европы (рис. 10). Оживление спроса вело лишь к росту инфляции, и не уменьшало безработицы. Это означало, что не существуют сколько-нибудь долговременного устойчивого соотношения между инфляцией и безработицей, гипотеза Филипса не подтвердилась. Инфляция была признана главным злом, с которым в первую очередь следовало бороться. Сокращением денежной массы, спроса, потребления, удалось сначала сократить инфляцию, а затем, проводя стабильную политику роста денежной массы, по рекомендации Фридмана около 4% в год, сократить безработицу.
Вроде бы рекомендации Фридмана хорошие. Но, не стоит забывать, что монетарная концепция является частью классической экономической теории. Эффективность классических рыночных методов управления – это миф, разоблаченный во время великой депрессии 30-х годов. В современных экономиках государственным регулированием подвергается до 60 и более процентов производства в США и Евросоюзе. А производство ТНК, составляющее 100 наукоемкой продукции и до 80% общего производства развитых стран, вообще находиться в режиме планового директивного управления с планированием цены не рыночными способами. В современной экономике государство регулирует до 60% производства рыночными, директивными методами, регулированием цен на энергоносители, важнейшие ценообразующие товары, закупками товаров по твердым ценам и планированием объемов выпуска, экспорта технологий и импорта товаров. Пропорция государственного и рыночного управления составляет примерно 60 к 40. (О современных подходах к управлению экономикой можно посмотреть в приложении 2).
Монетарная концепция достаточно простая (сокращай денежную массу, заработную плату и инвестиции, при росте цен), её применение способно разрушить любую экономику (о чем М.Фридман отлично знает). Поэтому она и была включена олигархами в проект МВФ для стран, нуждающимися в помощи, но не входящими в число стран «золотого миллиарда», с целью разрушения экономик этих стран и получения экономического и политического контроля над ними. Но как мы знаем, что денежный контроль еще важнее. Поэтому одним из важнейшим требованием всегда является приватизация и либерализация банковского сектора, свобода действий зарубежных банков на территории. Обычно говориться о свободе движения капитала, притоке инвестиций, прогрессе, развитии и процветании. Но не говориться, что данной свободы достаточно для того, чтобы природные богатства польются рекой туда, куда надо олигархии. Что лакомые куски национальной экономики будут скуплены ТНК, а конкуренты разорены. Свобода для олигархия приводит к разорению страны и постановки её под контроль.
Основные идеи
М.Фридман как последовательный сторонник монетарного направления неокласической школы считает, что государство должно в максимальной степени устраниться из управления экономикой. Почему? Потому что государственные «регулировщики» неэффективны и вносят дисбалансы в стройный саморегулирующий механизм рынка.
Великая депрессия 1929-1933 годов положила конец надеждам на саморегуляцию рынка. Кейнс в своих работах доказал, что равновесие денежного спроса и товарного предложения может произойти при очень малом спросе и очень малом предложении. Является фундаментальной ошибкой уверенность в том, что совершенная конкуренция есть достаточное условие эффективного распределения ресурсов. Свободная рыночная система сама никогда не может вернуться в режим полной занятости и высокого уровня производства. Кейнс убедительно доказал, что для возврата экономики в состояние эффективной работы и полной занятости необходимо вмешательство государства.
Современные государства используют как государственные, так и рыночные способы управления. Считается лучшим соотношение государственных и рыночных структур в экономике 60 к 40 соответственно.

 

[1] Березин И. Краткая история экономической мысли. М., 2000, с. 207.

[2] Милтон Фридман и Анна Шварц в работе «Денежная история Соединенных Штатов» (1963 г.) сделали такой же вывод, что в 30-х годах уменьшение количества денег привело к экономическому кризису. Экономическая система была устроена так, что количественное изменение всего лишь одного показателя разрушило производство и обрекло людей на лишения.

[3] О программе «Новый курс» Ф.Рузвельта можно прочитать в книге: Бор М.З. История мировой экономики. М., «Дело и Сервис», 2000 г. с. 250.

[4] О темпах роста экономики США можно посмотреть в книге: Хейлбронер Р. Туроу Л. Экономика для всех. Новосибирск, 1994, с.66.

 

 
 

© И.О.Викторов, 2008.
Информация с сайта может свободно распространяться с обязательным указанием адреса сайта и даты копирования.
Вариант для Интернета подготовлен 9 мая 2008 года.  Последний раз изменен: 14.05.2011 г.