МАЙГО - постлиберальный проект развития обществаmaigo

 Главная страница

 
  
            Оглавление
    Вступление
1. Идеология  
2. Что происходит в России?
3. Либерализм – дорога к смерти?
4. Принцип сотрудничества и первый закон конфликтологии  
5. Выбор цели  
6. Ценности общества
7. Герои  
8. Здоровье
9. Как переходить на новую систему морали?
10. Общественные и индивидуальные начала
11. Банковская олигархия
12. Войны олигархии с Россией  
13. Глобальные вопросы
14. Отрицательные последствия значительного перераспределения  
15. Человеческий и социальный капитал  
16. Города и поселки  
17. Политическая система: задачи и решения
18. Задачи экономики
19. Роль денег в экономике
20. Два подхода к управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
21.Условия роста экономики
22.Финансовая и банковская системы  
23.Реформы в Китае  
     Заключение  
Приложения
1. Интервью с Линдоном Ларушем
2. Экономическая стратегия государства
3. Методология исследования общества
4. Антикоррупционные меры
5. Борьба с организованной преступностью  
6. Топография здорового города  
7. Система ценообразования
8. Программа развития сельского хозяйства
9. Отличия Майго от других идеологий  
10. Маргрид Кеннеди «Деньги без процентов и инфляции»  
11. Правила воспитания детей в семье
  
 1. Идеология
       Содержание
1. Можно ли обществу обойтись без идеологии?
2. Идеология и государство
3. Идеологическая защита общества
4. Холодная война
    Основные идеи
 
1. Можно ли обществу обойтись без идеологии?
Под идеологией понимают систематизированное мировоззрение, которое может включать в себя теорию развития общества с определенными взглядами на мир, ценности, цели и методы достижения целей. В систему взглядов могут входить философские, политические, нравственные и религиозные представления.
Иногда употребляют понятие идеология в контексте ошибочного и оторванного от действительности мировоззрения, от которого стоит отказаться. Тогда заявляют «ваше мировоззрение идеологизировано», находится под влиянием идеологии и противоречит фактам. При этом не обращают внимание на то, что система взглядов может быть плохой, недостоверной, и как любая теория в некоторых областях не подтверждаться, но бессистемность еще хуже. Плохая теория властвует над умами до тех пор, пока её не сменит другая, более приемлемая. Модели общественного развития постоянно совершенствуются.
Появление первых систем взглядов трудно найти в глубине веков, они появились намного раньше письменности. Человек всегда пытался найти причинно-следственную связь и систематизировать свои представления. Всемирно распространенные религии: христианство, ислам, буддизм появились относительно недавно. И совсем недавно, по историческим меркам, появились либерализм (17-18 века), марксизм (середина 19 - начало 20 века).
Истоки либерализма (liberty – свобода) связывают с именами Дж.Локка, физиократов, А.Смита, Ш.Монтескье. Идеи свободы, равенства прав человека, выборности власти, верховенства закона получили воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека во Франции (1789). Однако эти идеи можно увидеть и у ранее живших народов, они реализовывались в Древней Греции и Риме.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали в середине 19 века учение, которое в последствии стали называть марксизмом. Маркс считал, что производительные силы требуют соответствующую политическую надстройку, что капитализм и частная собственность на средства производства порождают неравенство и экономические кризисы. Поэтому пролетариат должен силой взять государственную власть, установить государственную собственность на все средства производства. И тогда противоречия между общественным характером труда и частным присвоением будет преодолено, распределение станет справедливым, производство не будет иметь ограничений путем устранения неравенства частного присвоения общественного продукта. В результате экономические кризисы перепроизводства перестанут появляться и товары для общества польются как из рога изобилия.
Некоторые идеи, высказанные Марксом, особенно в политической области, оказались чрезвычайно опасными для общества и привели к появлению кровавых диктатур Сталина, Полпота. Другие идеи оказались плодотворными и их в разной модификации можно встретить у современных авторов, в том числе и у сторонников современного либерализма. Например, идею изменения общественных отношений под влиянием технологического прогресса можно встретить у современных исследователей.[1] С другой стороны много фактов, которые указывают на то, что взгляды человека определяют как будет политически и экономически устроено общество, к каким целям и как оно станет стремиться. Человек способен сознательно создавать для себя культурную среду и не является заложником созданных технических, политических и общественных систем.
В 1980-х годах в России идеи государственной собственности, планово-директивной экономики были скомпрометированы слабыми темпами развития и невосприимчивостью монополизированной экономики к научно техническому прогрессу. Реформы президента Б.Ельцина означали переход в политике и экономике к либеральному проекту развития. Это привело к небывалому спаду производства в мирное время, катастрофическому обнищанию российского народа, когда почти половина населения стала по оценкам экспертов ООН жить за гранью нищеты, к разрушению науки, культуры и морали.
Примерно в это же время Китай, в условиях полного контроля Китайской коммунистической партии над политической жизнью страны, под управлением Дэн Сяопина стал проводить реформы, которые, при сохранении основного влияния государственного управления и государственной собственности, допустили появление частной собственности. Реформы позволили увеличить производство на 10-15% в год и каждые десять лет удваивать общий объем производства и уровень жизни. Китай за десять лет догнал по объему производства Россию и к 2020 году догонит США, став новой сверхдержавой.
Россия в 80-90-х годах потерпела поражение в соревновании общественно-политичических систем не столько в экономической области, сколько в идеологической. Причем это поражение было неизбежно как по пути следования взглядам на развитие Коммунистической партии советского союза, так и либерализма, навязанным России Правительством США.
В обсуждениях и статьях встретить понятие общественный проект. Что включают в это понятие? В него могут включать (1) идеологию, как систему взглядов на мир с целями и средствами их достижения, (2) нравственную систему, с ценностными установками и правилами отношений людей, (3) долговременные цели развития общества, которые имеют количественные характеристики и (4) способы достижения целей.
В проекте развития могут меняться любые его составляющие в любом сочетании. Например, изменить взгляды на историю и мир в целом, можно сменить цели, нравственные правила, способы достижения целей. Но как оказывается, изменение части проекта почти неизбежно ведет к изменению других составляющих частей. Например, если свобода является ценностью, то почти неизбежно деньги как ценность выходят на первый план и банковский процент не ограничивается. Можно запретить получение прибыли от выдачи кредита, и это приведет к переходу к другим нравственным ценностям – деньги перестанут считаться целью и ценностью (как, например, в коммунистическом и исламском проектах). Изменения в проектах могут быть вроде бы независимыми, но они влияют на другие существенные составляющие. Важнейшие составляющие – цели, ценности и способы достижений целей – имеют связь друг с другом. Ценности определяют выбор целей, достижение целей требует использование определенных методов, которые могут влиять на выбор ценностей.
Существуют идеи, которые способны созидать, и идеи, позволяющие управлять другими людьми, разрушать целые страны. Технологии управления политической и экономической системой общества являются высоко интеллектуальным продуктом. Они имеют стратегическое значение не меньшее, а даже большее, чем технологии создания ракет и ядерного оружия.
Идеология, как система знаний, без непосредственного принуждения, позволяет предписывать людям определенные действия по созданию системы управления и выбору приоритетов, контролировать действия правительства и ресурсы страны. Тот, кто понимает значение идеологии, осознает, что допуск к знаниям технологий управления обществом должен быть в одном случае ограничен, в другом – искажен, в третьем вообще закрыт.
Бывает достаточно лишь провозгласить благие цели, предложив средства (теории, программы, финансовую помощь), которые ведут к разрушению, зависимости, и тем самым «выиграть» во времени, в технологическом соревновании и в общественном развитии. Идеология дает возможность выиграть за счет других стран, получить для своего развития больше материальных и интеллектуальных ресурсов. Как оружие идеология более эффективна, чем атомное оружие, когда территории превращается в радиационную пустыню, и даже эффективнее нейронного оружия, когда уничтожаются лишь люди.
Идеология может быть построена на принципе соперничества (выиграть за счет другой стороны) или на принципе сотрудничества, который дает возможность получить для каждой из сторон качественно высший результат, недоступный никому в отдельности. Как правило, страны заявляют о взаимовыгодном сотрудничестве и действительно находят взаимовыгодные сферы, но индивидуальные интересы, пока не создано единое всемирное государство, всегда будут ведущими в отношении между странами.
Выбор долговременных целей определяет: будет ли существовать общество или нет, каких успехов оно добьется, и каким уровнем жизнеспособности будет обладать. Идеология имеет решающее значение для жизни общества.
2. Идеология и государство
Должно ли государство иметь идеологию?
В политической области желательно отстранение государства от политической борьбы и влияний партий, иначе государственная власть используется для получения преимуществ в политической борьбе. Следовательно, государство должно быть деполитичным и являться инструментом власти победившей политической группы. К власти могут приходить партии, имеющие диаметрально противоположные взгляды на цели и методы их достижения, например, социалисты или либералы.
Государство способно выполнять свои функции, если будут приняты общие для всех партий ценности, цели и правила игры. Например, безоговорочное следование праву, действия политической системы и государства в интересах всего общества, в том числе и несогласной с политикой правящей партии, запрет на выполнение преступного приказа и т.д. Следовательно, основные принципы организации политической системы, цели развития общества должны быть приняты большинством общества.
Государство не должно быть просто машиной, действующей по приказам и направляемой для решения любых задач. Иначе, возможен вариант захвата государства преступниками, фашистами, как, например, в Германии в 30-х годах в ходе демократических выборов. Правила, существующие без контекста целей и морали, могут приводить к нежелательным результатам. У общества и государства должны быть общие ценности, цели и правила развития, то, что называется системой взглядов или идеологией. Идеология, которая охраняет общество и государство от разрушений, должна поддерживаться государством. Она должна преподаваться в школах, вузах и распространяться в обществе.
Это не значит, что на другие идеологии должен быть запрет и ограничена свобода идеологического развития. Только такие опасные идеи как фашизм, национализм, коммунизм, пропаганда войны и расовой розни должны ограничиваться в распространении. Общество обязано знать эти идеи, но не только с привлекательной пропагандируемой стороны, а с учетом кровавых последствий, к которым они приводят. Могут существовать и развиваться множество мировоззрений.
Могут ли быть равны все идеологии? Конечно, нет. Плюрализм, равенство идеологий – это обман либерализма, имеющего подавляющее финансовое обеспечение своего распространения. Необходимо знать весь спектр идей и результатов их применения. И необходимо делать выбор, что-то признавать ведущим, от чего-то отказываться. У общества должна быть общепризнанная идеология, поддерживаемая государством.
Может ли быть идеология настолько совершенной, чтобы не меняться. Какое то время – да. Развитие идеологий идет дискретно. Но, так как любая идеология это не только правила, а и отражение вечно меняющейся действительности. Поэтому идеология всегда должна меняться и совершенствоваться.
3. Идеологическая защита общества
Современное оружие обладает огромной разрушительной силой. При его применении уничтожаются люди и материальные ценности. В результате нападающая сторона теряет как материальные ценности, так и возможную рабочую силу. Более эффективным является захват территории с помощью идей в виде культурного сотрудничества, информационной и гуманитарной помощи.
Более сильное в материальных и идеологических возможностях общество предлагает товары (бусы) и культурную помощь какой-либо стране. Когда аборигены видят материальную выгоду, новые возможности для себя в приобщении к новой культуре более сильного общества, то они незаметно для себя попадают под влияние, власть более сильного народа. Ключевым моментом является обучение правящей группы аборигенов новым ценностям, знаниям и идеологии. А затем можно провести изменения, реформы в области образования. Люди, получившие новое образование, могут работать на поработителей и даже получить руководящие посты в корпорациях. Потому что они уже живут и думают в ценностях другого общества и мало чем отличаются от поработившей их нации.
Затем захватчики могут предложить народу помощь в освоении его ресурсов, в строительстве новых предприятий, проведении социальных и других реформ. Для различных программ могут выделяться деньги под закупку в метрополии товаров. Эти деньги могут даже не пересекать границы и быть специально выпущенными для программ освоения колонии. Кредиты стимулируют развитие производства в метрополии, а отдавать кредиты аборигены будут вынуждены поставками нужных для метрополии товаров. Таким образом, закладывается базис международного разделения труда.
Открытость границ для движения товаров, услуг, капиталов и людей является несомненным благом для многих народов. Но сильная нация может пользоваться этим механизмом для установления своего контроля над другими странами. Когда будет утрачена продовольственная независимость страны, тогда у колонизаторов появляется возможность в кризисных условиях диктовать свои условия. Превосходство международного права над национальным, в условиях, когда колонизаторы идеологически или организационно контролируют международные организации, дает возможность колонизаторам диктовать свои условия и правила игры.
В процессе освоения новой территории колонизаторам важно не допускать аборигенов до образования, дающего знания и допуск к основным финансовым потокам, выработке стратегических целей и высшей политической власти. Стратегические проекты следует засекречивать. Во всех остальных сферах, даже в высшем армейском руководстве, аборигены могут присутствовать, так как включены в систему ценностей, мировоззрения и будут подчиняться принятым решениям.
Раньше захваченная территория освобождалась от населения с помощью физического уничтожения. Сегодня есть более эффективные средства: раздробление страны на враждующие друг с другом части, разрушение экономики, понижение дохода до физиологического выживания, поощрение абортов, контрацепции, секса, свертывания здравоохранения, ввоз на территорию и производство продуктов питания с добавками, подрывающих иммунитет, здоровье, репродуктивные способности, ведущих к различным болезням, а также алкоголизация и наркомания. И такие идеологические методы как пропаганда потребительства, индивидуализма, денег как цели и смысла жизни, секса, поздних браков, феминизма, однополой любви, насилия, ненужности детей и семьи. Только идеологические меры позволяют разрушить моральное здоровье и вызвать вымирание народа со скоростью до трети населения за поколение.
Продажа земли, передача природных ресурсов для освоения зарубежными предпринимателями дает возможность подчинить экономическую жизнь и проводить политику в интересах колонизаторов. Не надо захватывать страну военным путем. Достаточно провести образовательную реформу со своими учебниками для школ и вузов, ввести куплю-продажу земли, скупить ключевые предприятия, обучить политиков как правильно интегрироваться в международное разделение труда и экономику страны можно будет контролировать в своих интересах, а ресурсы аборигены будут с удовольствием предоставлять. Международная интеграция позволяет лишать страну политической независимости.
Информационная и культурная «помощь», система идеологического захвата новых территорий намного более эффективна, чем военное вторжение. Она дает возможность контролировать мышление, ценности, приоритеты и действия людей, управлять с помощью невидимой силы идей и заставлять служить своим целям. Идеология и финансы это «воздушные» информационные сферы, они требуют для своего появления минимальных затрат, а позволяют управлять огромным количеством людей и материальных ресурсов.
Страна, которая производит идеи, позволяющие создать быстроразвивающуюся экономику и науку, управлять мировыми финансовыми и материальными потоками, мыслями и действиями огромного количества людей, способна занимать лидирующее место в мире.
Люди должны знать какие идеи сохраняют жизнеспособность общества, какие разрушают духовное, моральное здоровье и уметь противодействовать идеологическим атакам.
Общество, не способное противодействовать разрушительным идеологическим атакам, неизбежно будет терять цели, приоритеты и свое здоровье. Результатом будет разложение и вымирание. Поэтому уровень знаний идеологических механизмов развития, устойчивость страны к идеологическим атакам является важным условием выживания.
4. Холодная война
Еще вторая мировая война не закончилась, а Англия и США своим противником стали считать Россию, правда они никогда и не считали коммунистический режим дружественным. В августе 1945 года разрабатывались планы военного нападения, с применением ядерного оружия, оккупации и контроля над Россией. Россия была вынуждена вступить в военное противостояние и гонку вооружений. Для доставки ядерных боезарядов были созданы мощные ракеты. Количество ядерного оружия стремительно нарастало у обоих военных блоков НАТО и Варшавского договора. В 1960-70-х года сила и военная мощь достигла таких размеров, что залп одной подводной лодки с ядерным оружием был способен не только уничтожить десяток крупных городов, но и вызвать последствия, названные ядерной зимой. Ядерные осадки распространились бы по всей земле. Пепел от сожженных городов вызвал затемнение атмосферы, гибель сельскохозяйственных культур и голод среди оставшегося в живых населения. Выжившим в случае ядерного конфликта была уготована медленная мучительная смерть от радиации и голода. Человеческая техническая цивилизация стала обладать стратегическим ядерным оружием, которое при применении даже одной страной, без ответа другой страны, способно уничтожит все человечество.
Создание новых видов вооружений не увеличивает безопасности той страны, которая стремиться его создать, так как другие страны вынуждены искать средства защиты, разрабатывать более разрушительное оружие. В целом разработка оружия для диктата своей воли в современном мире является тупиковой, опасной, самоубийственной деятельностью. Теория взаимного страха и гарантированного взаимного уничтожения опасна для мира. Стремление выиграть первенство в вооружении дает лишь временную обманчивую видимость успеха, за которой следует появление новых более совершенных видов средств уничтожения жизни у других стран.
Если бы гонка вооружений была ограничена, и не было столь ожесточенного военного противостояния, то безопасность всех стран была бы большей. США, Европа, Россия, Китай, Индия и другие страны от ограничения вооружения только бы выиграли. Для мира более желательно ограничить и сократить имеющееся вооружение вплоть до полного разоружения, заключить договоры о полном запрете разработки новых видов оружия. Ядерное оружие не способно решить задачи безопасности и должно быть полностью уничтожено. Вооруженных сил должно быть достаточно только для поддержания полицейских акций и защиты в переходном периоде от не разоружившихся стран. Но с ними можно справиться экономической блокадой и идеологическим воздействием.
С гонкой вооружения можно будет покончить только при переходе к новому мировоззрению, в котором будет принципиальный отказ от войны как средства решения международных проблем и естественного противостояния стран в борьбе за влияние и ресурсы. Теоретически можно допустить, что все страны под давлением лидеров, смогут отказаться от своих армий и разоружиться. Но кто будет поддерживать международный мир, и какими силами?
Более реальным виден отказ от оружия при объединении сначала ведущих, а затем и большинства стран в единое государство. Для этого необходимо отказаться от части национальных прав, в том числе от права организации своей армии. Например, в объединяющейся в единое государство Европе, нет смысла применять вооруженные силы к своим членам для решения проблем. Остается только задача защиты общего пространства от нападения извне. Как только процесс объединения большинства стран в единое государство получит свою дальнейшую реализацию, так мы будем свидетелями появления новых наднациональных структур.
Трудности в этом процессе объединения очень большие и связаны не столько с материальными затратами, сколько с несовершенством знаний о создании эффективно работающего государства, с необходимостью образования государственных служащих и всего общества, с разными идеологиями и системами ценностей разных народов.
До второй мировой войны ведущим был принцип приоритета силы, воли более сильной в экономическом и военном отношении нации над менее сильными странами. Фашистская Германия для захвата территории и ресурсов других стран, опираясь на свою силу, начала вторую мировую войну. Но задачу получения контроля над территорией других стран не решила. Военная агрессия привела Гитлера и Германию к военному поражению и разрушению.
В развитии политической мысли после второй мировой войны произошел качественный скачок. Была создана Организация объединенных наций и провозглашен принцип приоритета международного права над национальным правом. Любое военное нападение на территорию другой страны без согласия Совета Безопасности ООН рассматривалось как агрессия и осуждалось. Пока был Советский Союз и военный паритет, принцип приоритета международного права соблюдался. Хотя ради справедливости надо заметить – не всегда, не всеми, и более того, нарушался странами­-основателями ООН. Примером является вьетнамская агрессия США и афганская Советского Союза.
Когда же Россия ослабла в экономической о военной области, начиная с войны на Балканах США и НАТО против Югославии в 1989 году, а затем вторжения США и международного контингента в Ирак без санкции Совета безопасности ООН, США вернулись к принципу «прав тот, кто сильнее» и перестали считаться с международным правом. Таким образом, мир откатился к мировоззрению примата силы, к состоянию перед второй мировой войной.
Одновременно с гонкой вооружения в 1950-80-х годах началась идеологическая и психологическая война. В США были созданы центры по ведению идеологической войны против России. Она была окружена радиостанциями, вещавшими на большинстве языков народов Советского Союза. На международной арене проводилась компания о нарушениях прав человека, о зверствах и преступлениях сталинизма. Поддерживались диссиденты, несогласные с общественным строем и политикой руководства страны. Одновременно пропагандировались преимущества и достижения капиталистического строя. Внедрялись идеи, что каждая республика Советского Союза по отдельности будет жить лучше, что все империи когда-нибудь разрушаются, что надо как можно быстрее разрушить Советский Союз и перейти к капитализму. И тогда «товары польются как из рога изобилия».
Идеологическая пропаганда дала возможность настолько скомпрометировать и унизить существующий строй в Советском Союзе, что советские люди стали считать капиталистический строй лучшим. Последовавшие затем развал страны на несколько независимых государств, политическая, экономическая и образовательная реформа позволили США развалить экономическую мощь Советского Союза и значительно уменьшить её вооруженные силы. Но самое главное это дало возможность США под видом помощи контролировать правительство России, образование ведущих политиков и элиты общества. США смогли высвободить огромные средства, сократив военный бюджет. США смогли с помощью кредитов МВФ провести в России необходимые для них реформы, усилив финансовую, продовольственную и промышленную зависимость России. Россия оказалась ослабленной, униженной, порабощенной, потерпевшей поражение в результате холодной войны. И все это удалось сделать не с помощью оружия, а с помощью идеологии. Оказалось, что идеологическая война для достижения поставленных целей требует в десятки раз меньше денег, чем на вооружение, и более эффективна в достижении поставленных целей.
Зоологический подход в международных отношениях «тот, кто сильнее, тот может диктовать свои условия» вряд ли когда-либо будет преодолен. Людям приятно чувствовать свою силу и возможность диктовать условия другим народам. Бывший директор ЦРУ США Джеймс Вулси, выступая в Калифорнийском университете 3 апреля 2003 года, заявил: «Холодная война на самом деле была Третьей мировой войной, а сейчас США ввязались в Четвертую мировую войну, которая продлится много лет». Вице-президент США Ричард Чейни констатирует: «С целью управления всем миром Соединенные штаты вступили в войну, до конца которой мы не доживем». А влиятельный американский политолог Збигнев Бжезинский признает: «Новый мировой порядок при гегемонии США создается… против России, за счет России и на обломках России».[2] В США, начиная с 1920 года, обсуждалась возможность приобретения Российской Сибири или установления опеки над этим регионом с целью получения ресурсов. Сегодня обсуждение этой темы снова возобновилось.
Президент США может заявлять о великой дружбе, общих целях, ценностях и сотрудничестве с Россией. Но важны не заявления, а конкретные дела. Если США не пускают Россию в НАТО, опасаясь её самостоятельной позиции, а президент США заявляет о желательности вхождения Украины в НАТО, то это говорит о том, что США не перестали рассматривать Россию как противника, которого следует ослабить и поставить под контроль. Принцип «разделяй и властвуй» применяется против России. Заместитель Председателя Государственной Думы Любовь Слиска в 2006 году констатировала, что против России идет «информационная война». А если это так, то необходимо понимать как будет завоевываться Америкой господство в мире и какие меры будут приниматься в отношении России. Спектр мер достаточно ограничен: от организации региональных войн и введения миротворческих войск как в Ираке, до покупки земли и ресурсов. И, конечно, более эффективно экономическое сотрудничество, при контроле специалистов США над российским образованием. Идеологическое отставание России опасно и может привести к гибели общества. И процессы депопуляции, моральной, технологической и научной деградации, к сожалению, идут.
Ресурсов на мировом рынке пока достаточно, если не избыточно. У человечества нет недостатка в рабочей силе. Современные массовые технологии товарного производства доступны. Так что не ресурсы определяют мощь страны, а знания и идеи. Из технологий общественного развития: устройства общества, экономики и товарного производства, главную роль играют технологии организации общественного развития. Именно они позволяют организовать экономику, добиться успехов в науке и создать технологии массового, наукоемкого товарного производства.
В современном мире все большей ценностью становятся знания и идеи. Идеи, построенные в определенные системы, позволяют обществу как создать быстроразвивающиеся экономику, науку, образование, так и контролировать развитие других стран, обеспечить распад страны и угасание народа.
Основные идеи
 Под идеологией понимают систематизированное мировоззрение, которое может включать в себя теорию развития общества с определенными взглядами на мир, ценности, цели и методы достижений целей. Существуют идеи, которые способны созидать, и идеи, позволяющие управлять другими людьми, разрушать целые страны. Идеи и технологии политического и экономического устройства общества являются высоко интеллектуальным продуктом. Они имеют стратегическое значение не меньшее, а даже большее, чем технологии создания ракет и ядерного оружия.
Проект развития общества может включать в себя: (1) идеологию, как систему взглядов на мир, (2) систему ценностей (к чему стремиться и чего избегать), (3) нравственную систему, правила отношений людей, (4) цели развития общества, которые имеют количественные характеристики и (5) инструменты (способы) достижения целей. В проекте развития могут меняться любые составляющие. Изменение части проекта почти неизбежно ведет к изменению других составляющих частей. Например, если избирается свобода, то, как инструмент, требуется независимость личности, индивидуализм, затем, как следствие, частная собственность, свободные цены, размера банковского процента (либеральная идеология, Великобритания, США). Если избирается справедливость, то – выравнивание уровня жизни, регулирование наживы, цен, прибыли и так далее (коммунистический идеология, СССР). В более сложных проектах эти противоречивые стороны, которые имеют как положительные, так и отрицательные свойства, могут соединяться с помощью иерархии ценностей, целей и инструментов (социал-демократическая идеология, Германия, Норвегия, Швеция).
У общества должна быть общепризнанная, поддерживаемая государством идеология. Информационная и культурная «помощь», система идеологического захвата новых территорий и обществ намного более эффективна, чем военное вторжение. Общество, не способное противодействовать разрушительным идеологическим атакам, неизбежно будет терять цели, приоритеты и свое здоровье. Результатом будет разложение и вымирание. Поэтому устойчивость страны к идеологическим атакам является важным условием выживания общества. Идеология является высокоинтеллектуальным продуктом. Чтобы быть в числе лидеров обществу необходимо в разработку идеологии вкладывать средства.
 

[1] Тоффлер А. Будурошок. СПб., Лань, 1997, –  464 с.
[2] Цитаты из выступления Л.Шершнева «Молодое поколение…». «Знание-власть», 2005, №11, с.7.
 

© И.О.Викторов, 2008.
Информация с сайта может свободно распространяться с обязательным указанием адреса сайта и даты копирования.
Вариант для Интернета подготовлен 9 мая 2008 года.  Последний раз изменен: 14.05.2011 г.