МАЙГО - постлиберальный проект развития обществаmaigo

 Главная страница

 
  
            Оглавление
    Вступление
1. Идеология  
2. Что происходит в России?
3. Либерализм – дорога к смерти?
4. Принцип сотрудничества и первый закон конфликтологии  
5. Выбор цели  
6. Ценности общества
7. Герои  
8. Здоровье
9. Как переходить на новую систему морали?
10. Общественные и индивидуальные начала
11. Банковская олигархия
12. Войны олигархии с Россией  
13. Глобальные вопросы
14. Отрицательные последствия значительного перераспределения  
15. Человеческий и социальный капитал  
16. Города и поселки  
17. Политическая система: задачи и решения
18. Задачи экономики
19. Роль денег в экономике
20. Два подхода к управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
21.Условия роста экономики
22.Финансовая и банковская системы  
23.Реформы в Китае  
     Заключение  
Приложения
1. Интервью с Линдоном Ларушем
2. Экономическая стратегия государства
3. Методология исследования общества
4. Антикоррупционные меры
5. Борьба с организованной преступностью  
6. Топография здорового города  
7. Система ценообразования
8. Программа развития сельского хозяйства
9. Отличия Майго от других идеологий  
10. Маргрид Кеннеди «Деньги без процентов и инфляции»  
11. Правила воспитания детей в семье
  

21. Условия роста экономики

    Содержание

1. Условие роста – синхронное увеличение спроса и производства 361

2. Золотовалютный стандарт как способ ограничения роста производства 363

3. Эмиссионно-инвестиционный кредит 366

4. Почему специалисты МВФ не рекомендовали применять в России эмиссионно-инвестиционный кредит? 371

5. Как же должно развиваться народное хозяйство страны? 375

    Основные идеи 379

 

1. Условие роста – синхронное увеличение спроса и производства

Повешение уровня жизни в России может произойти только с повышением объемов производства.

 

 
    2000 $                                                                2000 $
 в 20 раз                                                             в 20 раз
увеличить                                                        увеличить
                       
  доходы                                                         производство
      100 $                                                             100 $
                     SКд ´ Цд = SКт ´ Цт
Рис. 11. Модель товарно-денежного баланса. Для того чтобы догнать западные страны по уровню жизни необходимо в 20 раз увеличить производство и доходы.

Если сегодня мы имеем заработную плату 100 долларов на человека, то мы объективно можем иметь только 100 долларовую экономику и не больше.[124] Задача, стоящая перед нынешним поколением, создать экономику, не уступающую развитым стран, в которых средний доход на человека был бы 2000 долларов. Как этого добиться?

Для того чтобы догнать западные страны по уровню жизни, необходимо в 20 раз увеличить производство и в 20 раз доходы населения (рис. 11). Необходимо как бы надстраивать по связанным кирпичикам производство и потребление. Как это можно сделать?

Мы ранее рассматривали вариант, когда денежная масса начинает расти. Это может привести к росту производства, но чаще, из-за структурных свойств экономики или действующих правил, приводит к росту цен, а если цены не могут расти, то появляется дефицит. А что происходит, когда рост производства опережает темпы роста денежной массы?

Если производство крайне необходимого для населения товара превысило покупательный спрос (количество денег для его приобретения), то происходит классический кризис «перепроизводства», отметим, необходимых для общества товаров. Хотя точнее его надо называть кризисом платежеспособного спроса. Если немного больше произвели, то производство немного сократится, товарные запасы постепенно уменьшатся. А если перепроизводство было значительным, то цены начинают падать ниже себестоимости. Предприятия станут нести убытки, производство разрушается. Для того чтобы уменьшить падение цен, часть товаров уничтожают. Уничтожение товарных запасов в то время, когда люди теряют работу, доход и возможность кормить детей, для здравого смысла странное, но постоянно повторяющееся явление. Неизбежное сокращение производства вызывает увольнения, потерю доходов. Это приводит к еще большему уменьшению общего объема спроса, что снова ведет к замедлению продажи товаров и к новым увольнениям. Начинает раскручиваться спираль экономического кризиса «перепроизводства».

Вы еще хотите увеличить производство необходимых для людей товаров? Если да, то вы смелый и упорный человек, который способен смело взглянуть в глаза суровой действительности.

После спада следует депрессия. Производство существует в минимальном объеме и, с возрастанием спроса, постепенно производство начинает расти. До какой величены?

Во время существования золотого стандарта производство могло восстановиться только до величены денежной массы, эквивалентной золотому запасу. А если производство превышало объем золота, что происходило? Правильно, кризис перепроизводства, рассмотренный выше. Существование золотого стандарта предопределяло предельно возможный объем производства, уровень жизни и служило основным условием появления кризисов перепроизводства. Платежеспособный спрос нельзя повысить больше имеющегося объема денег. Только с появлением бумажных денег стало возможным увеличивать количество денег, и появилась её величество инфляция.[125]

Таким образом, несинхронное повышение денежной и товарной массы вызывает разрушительные процессы. Если мы хотим действительно увеличить производство и доходы, то необходимо это делать строго синхронно.

2. Золотовалютный стандарт как способ ограничения роста производства

Центральный банк России (ЦБ) использует до сих пор золотовалютный стандарт для стабилизации рубля. Что это такое? А это то, что выпускается лишь столько рублей, сколько имеется золота и валюты. Законом о ЦБ перед его руководителем поставлена главная цель – стабилизация рубля. Вполне правильная цель. Но при этом не надо выпускать из внимания задачу развития производства и общества. Привязка денег к золоту и валюте – это ограничение роста.

Экономисты США хорошо понимали, что деньги в первую очередь обеспечиваются товарной массой, поэтому Конгресс вначале ввел требование, чтобы золотые государственные сертификаты вначале обеспечивались резервом золота на 25%, а когда инфляция увеличилась и это требование стало невыполнимым, а выполнение его угрожало потерей национальных запасов золота в Форт-Ноксе, то было принято единственное верное решение. В 1967 году Конгресс без особой суеты полностью отменил золотое обеспечение денег.

В современном мире золото не является ценностью, богатством, а всего лишь высоколиквидным, если ликвидным, платежным средством. Золото невозможно использовать для удовлетворения первых потребностей человека. И как средство платеж оно уже давно потеряло свою роль. Всегда являлось богатством не золото, а товарная масса, которую можно приобрести на золото. В современном мире, впрочем как и всегда, деньгам противостоит товарная масса. Поэтому экономика, способная производить, является главным богатством общества.

Ответим на следующий вопрос: «Почему выпуск денег (эмиссию) связывают с наличием валюты в стране?» Очень просто, из-за опасения инфляции. Привязка эмиссии к поступлению валюты в страну – это привязка национальной экономики к экономике зарубежных стран, в расчете на то, что товарные запасы других стран покроют выпуск денег. Но поступление валюты зависит от объемов продаж на внешнем рынке и, следовательно, от внутреннего производства страны. Но тогда непонятно зачем привязывать объем денег к экспорту и валюте? Валютный стандарт – это несусветная глупость, не решающая никаких проблем – как и золотой стандарт, он лишь ограничивает развитие. Эта политика была навязана России американскими экспертами и принята на вооружение всеми нашими руководящими органами: Центральным банком, Министерством финансов и Правительством РФ.

Интересно, где найдет денег наше Правительство, при наличии золотовалютного стандарта, для развития, если необходимо увеличить объем денежной массы не менее чем в 20 раз? Деньги для развития можно найти либо в стране, либо за рубежом? Так, где оно ищет источники развития и деньги: за рубежом или в стране?

Найти источники развития в России – в богатейшей стране мира – российское правительство не может, поскольку не знает где и как искать, не хватает знаний. Поэтому Правительство России всячески завлекает зарубежных инвесторов для вложения зарубежных капиталов в экономику России. Оно не может найти внутренних ресурсов для развития, хотя сегодня производственные мощности используются менее чем наполовину, и есть масса безработных людей, желающих работать, создавать материальные и интеллектуальные ценности и получать за свой труд деньги, которые будут стимулировать спрос и развитие производства.

Почему Правительство желает, чтобы экономикой и ресурсами нашей страны распоряжались иностранцы? Потому что оно не знает, как сделать, чтобы экономика развивалась, чтобы было достаточно денег для инвестиций и развития. «Нет денег для развития и инвестиций» – это самое печальное заключение Правительства России, которое постоянно можно было услышать в средствах массовой информации при Ельцине. Сегодня же Минфин занимается стерилизацией денег (чудное слово для прикрытия своей беспомощности), а проще сказать изъятием их из обращения, так как с ростом цен увеличилась долларовая выручка экспортеров и выпуск рублей для обмена её на рубли. Рост количества денег, не обеспеченных товарами отечественной промышленности, вызывает рост цен. Для борьбы с инфляцией и пытаются ограничить количество денег в обращении. Но никто не занимается выпуском денег для развития экономики, производства, которое могло бы увеличить производство товаров и уровень жизни населения.

В 2005-2006 годах из-за высоких цен на нефть приток валюты был большим и Правительство недовольно заявляло, что приток большого количество долларов заставляет Центробанк выпускать рубли, что увеличивает инфляцию. Огромный вал долларов храниться на зарубежных счетах крупнейших банков в виде стабилизационного фонда. Либеральное мировоззрение и рыночная идеология блокирует всякую возможность у нынешнего Правительства и правящего класса проводить какую-либо осознанную активную промышленную и сельскохозяйственную политику. Сегодня при проведении либеральной политики не построено ни одного крупного предприятия, не говоря уже об отрасли, ни одной крупной дороги в стране. Правительство не способно что-либо строить и делать ни в условиях недостатка, ни в условиях избытка денег.

А ведь найти деньги для инвестиций – это вообще не задача. Если деньги в современной экономике – это всего лишь информация, чаще всего электронная и реже на бумажных носителях, то денег для развития может быть любое количество. И для того, чтобы изменить количество денег нам не надо добывать какие-либо ресурсы или строить электростанции, для увеличения количества электронов, бегающих по проводам. Нам достаточно всего лишь изменить цифры или порядок запятой, чтобы увеличить денежную массу в десять и более раз. Почему этого не делают? Чего опасаются? Конечно, инфляции.

Никто в российском правительстве не говорит, что с помощью выпуска пустых нечем не обеспеченных на первом этапе денег можно создавать новое производство, рабочие места и даже новые отрасли. Эта технология незнакома и для большинства наших экономистов, хотя используется уже больше 300 лет. Что это за технология создания нового производства?

3. Эмиссионно-инвестиционный кредит

Эмиссионное кредитование нового производства позволяет как бы из ничего, из пустых денег получить два реальных товара: инвестиционный и потребительский. Затем, после инвестиционного цикла и цикла выпуска товаров Центральный банк оказывается перед дилеммой: либо сохранить вновь появившееся инвестиционное производство и ранее существовавшее производство потребительских товаров, следовательно, произвести эмиссию в два раза большую, чем первоначальный кредит, либо не проводить эмиссию и уничтожить данное производство. Вложив пустой рубль, мы получаем два реальных товара, а затем возможность произвести выпуск в два раза больше денег, чем первоначальный эмиссионный кредит. Может ли так быть?

Представим, что к руководителю правительства страны или руководителю Центрального банка пришли люди и попросили денег для строительства завода по выпуску уникального товара, спрос на который имеется как внутри страны, так и за рубежом. Если эксперты подтвердят реальность проекта, то руководитель может принять решение о выделении кредитной линии для строительства нового завода. Однако в государственном бюджете средств для данного проекта нет. Где взять деньги? Для организации нового производства можно выпустить новые деньги.

Можно открыть эмиссионный кредит, набрав на компьютере, на счете банка для нового предприятия любую цифру. Эта денежная информация вначале не обеспечена никаким товарным покрытием. Но она позволяет предприятию начинать размещать заказы у строителей, производителей машин, оборудования и материалов, готовить новых специалистов, выплачивать заработную плату. Завод строится за счет использования имеющихся ресурсов, товарных запасов или расширения производства. Так вначале пустые деньги обеспечивают появление первого инвестиционного товарного покрытия, а пустой рубль, если перейти на образы, становится равен реальному инвестиционному товару.

Завод после окончания строительства начинает выпускать потребительские товары. Можно сказать, что один эмиссионный рубль обеспечен уже двумя реальными товарами, в виде средств производства и потребительских товаров. Продавая товары, завод постепенно возвращает кредит из тех денег, которые уже были в обращении. Если мы желаем не разрушить ранее имевшееся товарное производство и сохранить вновь появившееся инвестиционное производство, то Центральный банк должен провести эмиссию (выпуск денег), равную двум объемам первоначального эмиссионного кредита. Теперь эмиссия уже подкреплена существованием двух реальных производств.[126]

Таким образом, выпуская на первом этапе «пустые» деньги, через определенное время мы получаем два товара и необходимость, для поддержания уже имеющегося производства, провести двойную эмиссии. Это кажется невероятным: как бы из ничего появляется новое материальное производство и новые товары. Но таковы возможности современных денег и современной экономики.

Физическая сущность эмиссионного кредита состоит в создании нового производства и новой цепочки деньги-товар-деньги. Это те новые кирпичики производства и дохода людей на нашей схеме товарно-денежного баланса (рис. 11). Так строится новое производство и повышается уровень жизни народа.

Каким по величине может быть эмиссионный кредит: равный 10, 30, 50 % госбюджета? Какие существуют ограничения? Эмиссионное кредитование может быть любым по объему, равным одному, двум, трем госбюджетам и даже большим. Денежных ограничений для эмиссионно-инвестиционного кредитования нет. И денег для инвестиций можно выпустить любое количество. И для этого не нужно ни зарубежных займов, ни зарубежных инвесторов. Страна самостоятельно может развиваться.

Существуют только физические и информационные ограничения. Необходимо, чтобы были работники для нового производства, природные ресурсы, энергия, резервы производственных мощностей или возможность создать новые производственные мощности, а также необходимые технологии и знания у людей. Уточним первое условие эмиссионного кредитования. Кредитовать с помощью эмиссии появление нового производства можно только тогда: 1) когда есть вещественные и информационные факторы производства, позволяющие расширить или создать новое производство, 2) когда замена старых технологий новыми приводит к появлению добавочной товарной массы, компенсирующей в ценовом выражении прирост денежной массы.

Если строительная организация может построить один дом в месяц, то бесполезно ей давать денег для строительства двух домов в месяц. Поэтому следующим ограничением является производительность технологического оборудования, скорость физических процессов. Причем с ростом количества и производительности технологического оборудования, даже при сокращении численности рабочей силы, скорость и объемы производства могут расти. Следовательно, могут возрастать объемы материального производства, и общество сможет быстрее развиваться.

Роберт Соллоу, Нобелевский лауреат 1987 года за работы по экономическому росту, утверждал, что чем больше норма сбережения в экономике, тем больше возможны инвестиции и тем больше капитала используется вместо труда.[127] Это утверждение вполне оправдано для случая конечных ресурсов. Если у страны нет возможности получить новые ресурсы у себя внутри или на внешнем рынке, то можно сократив потребление, направить ресурсы на создание новых производственных мощностей. Но ограничение потребления подрывает возможность развития, и более того, может вызвать кризис «перепроизводства», так как уменьшает платежеспособный спрос.

Когда же экономика имеет возможность расширить использование имеющихся у него ресурсов, то сбережение является нежелательным, сдерживающим фактором развития. Формула кошелька «накопил и купил» для экономической системы в целом не желательна. Если у общества есть ресурсы, то общество может одновременно (синхронно) увеличивать производство и потребление. А если синхронность нарушается, то мы знаем, что бывает. Таким образом, сберегательные технологии можно использовать, но они менее эффективны, чем технология эмиссионно-инвестиционного развития.

Насколько реально эмиссионное кредитование и использовалось ли оно когда-либо? Такой способ развития использовался в истории много, очень много раз. В 1689 году Колонией Массачусетского залива, а через сто лет в 1789-1797 гг. Администрацией президента США Джорджа Вашингтона проводилась эмиссия государственных бумаг, не обеспеченных на этапе выпуска товарным покрытием. Кредиты могли использоваться только для строительства предприятий и расширения выпуска товаров.[128]

Модель эмиссионного инвестиционного кредита применялась президентом США Ф. Рузвельтом во время второй мировой войны. Цены и заработная плата регулировались. Размещение госзаказов позволило развивать американскую экономику без привлечения каких-либо внешних ресурсов и технологий более быстрыми темпами, чем в мирное время. Причем товарная масса военного назначения в виде пушек, пулеметов, самолетов, кораблей, снарядов погибала во время военных действий, а экономика США развивалась. Как оказалось, для развития производительных сил страны достаточно развивать сектор производства средств производства. Расширение платежеспособного спроса в виде государственных заказов обеспечило наибольшие темпы развития американской экономики и создало прочную основу для будущего процветания страны. Советский Союз и Китай так же использовали эмиссионное кредитование для ускоренного развития экономики.

Мало кто знает, что денежные ресурсы всех развитых стран, в том числе Японии и США на 80%, сформированы эмиссией денег, предназначенных для финансирования правительственных программ.[129] Эти средства были предназначены не для обеспечения золотовалютного резерва, а для создания нового производства и роста доходов. Они позволили более чем в 5 раз увеличить объемы производства. Сегодня невозможно создать современную экономику, опираясь на золотовалютные резервы, нужна активная государственная политика по развитию производства, потребления и выпуску денег под программы развития. Все развитые страны создали свою экономику с использованием эмиссии денег.

Только эмиссионно-инвестиционные технологии развития производства могут обеспечить 10-15% рост производства, баланс новой товарной и денежной массы. Другие технологии без государственного регулирования в принципе не могут обеспечить подобный рост.

4. Почему специалисты МВФ не рекомендовали применять в России эмиссионно-инвестиционный кредит?

Если всё так просто, то почему бы выпуском денег не развивать российскую экономику? Почему МВФ не рекомендовал нам пользоваться эмиссионными кредитами? Дело в том, что, под управлением американских специалистов из МВФ, гайдаровскими «реформаторами» российская экономика построена так, что эмиссионное кредитование применять нельзя. Почему?

Во-первых, потому что эмиссионные кредиты в нынешней российской экономике могут вызвать значительный рост цен. И чем больше будут кредиты, тем интенсивнее станут расти цены. Деньгами будет накачиваться экономика, товарное производство может не расти, и мы получим всего лишь инфляцию, при которой рост производства невозможен. Следовательно, первое условие применения эмиссионного кредитования - наличие эффективной антиинфляционной политики. А в России, благодаря Е.Т.Гайдару, организации и общие правила контроля над ценами перестали существовать. Контроль остался только над ценами монополистов и жизненно важных товаров.

Во-вторых, если директора предприятий имеют возможность переводить деньги, предназначенные для производства, сразу же в сферу потребления, то мы и в этом случае будем иметь вместо нового производства лишь рост цен. Вторым условием применения эмиссионного кредитования является наличие механизмов, исключающего переток средств в сферу потребления.

Задачу исключения инфляции за счет перетока денежных средств в потребительский сектор решает механизм разделения денег на производственные (безналичные в советской экономике) и потребительские (наличные). Без разделения денег на два вида решить задачу перетока можно ужесточением банковского контроля за движением средств. Однако, даже в советской экономике, когда все было жестко зарегулировано и существовали только государственные банки, использовалась система разделения денег на два вида, так как безусловное разделение движения денег по двум потокам позволяло избегать инфляции.

Кроме того, желательно в экономике иметь сеть государственных банков, которые отвечают за целевое использование кредитов.

В-третьих, эмиссионные кредиты могут быть неэффективны и при стабильных ценах. В Советском Союзе экономика накачивалась кредитами, а монополии не были заинтересованы в росте производства. И хотя цены не росли, кредиты порождали увеличение заработной платы и спроса на товары. Кредиты, если не созданы условия для роста производства, при стабильный ценах, и даже при избыточных производственных мощностях и ресурсах, вызывают лишь дефицит товаров. Когда у руководителей предприятий нет стимулов для увеличения производства, рост производства прекращается. Поэтому следующим условием является наличие личной заинтересованности высшего руководства предприятий в росте производства.

 В-четвертых, эмиссионное кредитование может применяться, если есть ресурсы для расширения производства. Только когда есть материалы, энергоносители, новые технологии, резервные производственные мощности, организационные и другие знания у людей, информационные и трудовые ресурсы – возможен рост. В России данные ресурсы есть.

В-пятых, ограничением для использования эмиссионного кредита является наличие определенного избытка потребительских товаров и производственных мощностей для обслуживания возросшего платежеспособного спроса. Как только рабочим начинают выплачивать из средств эмиссионного кредита заработную плату, которая составляет примерно 30 процентов от величины кредита, так деньги, не обеспеченные товарным покрытием, начинают поступать в потребительский сектор. Появление денег вызывает, как мы уже знаем, либо расширение производства, либо рост цен, либо дефицит товаров. В условиях военной экономики было достаточно позаботиться о наличии пайка для новых работников. В условиях развитой экономики следует предусмотреть опережающее развитие производственных мощностей для производства тех видов товаров, которые будут востребованы возросшим спросом населения.

Приведены всего лишь пять основных условий возможности использования эмиссионных кредитов. Современная российская экономика, благодаря деятельности экспертов из МВФ и российских «реформаторов», имеет такие структурные и функциональные свойства, которые разрушили ее экономический потенциал и не позволяют выйти из экономического кризиса.[130] Вы догадываетесь почему специалисты МВФ не рекомендовали применять в России эмиссионно-инвестиционный кредит? Потому что это один из мощнейших механизмов развития производства.

Если мы хотим быстро развиваться, то нам необходимо менять характеристики российской экономики. Необходимо восстанавливать сеть государственных банков, институты контроля над ценами, индикативное планирование комплексного развития страны и регионов, установить новые правила экономического развития, позволяющие развиваться не 4, а 10 и даже 15% ВВП в год. Возможно ли такие темпы развития? Да, как многократно показала история, они вполне достижимы.

Итак. Мы можем создать финансовую и экономическую систему, в которой не будет денежных ограничений для развития. Деньги не являются для общества (в отличие от предприятий, отрасли, государственного бюджета или отдельного человека) конечным ресурсов. Деньги не являются и ценностью. Денег может быть столько, сколько необходимо для нормального функционирования и развития экономики. Банковский процент может быть равен нулю или отличаться от нуля лишь незначительно. Если частные банки заинтересованы в росте своей прибыли, то государственные банки, как часть информационной государственной системы, должны быть заинтересованы главным образом в росте производства, науки и качества жизни общества.

Рост производства будет определяться наличием государственных программ развития, физических, информационных, людских ресурсов и темпами научно технического прогресса. Инвестиционный сектор может составлять 40-60% ВВП без увеличения налогов. Чем больше будет расти производство, тем меньше в относительном отношении могут быть налоги. С развитием производительных сил общества темпы роста могут возрастать. Ведь чем большим экономическим и научным потенциалом обладает общество, тем быстрее может развиваться производство и улучшаться жизнь. Темпы развития могут составлять вначале 10, затем 15% роста, что равнозначно соответственно удвоению уровня жизни за 8, а затем за 5 лет. Еще большие темпы развития допустимы только для отдельных отраслей.

Ограничивать темпы роста будет необходимо, чтобы контролировать характер, скорость изменений и направлять их на повышение здоровья и качества жизни общества. Как только Россия достигнет 10% темпов развития она сможет за 2-3 десятилетия догнать по уровню потребления западные страны. Объемы потребления не должны быть определяющей целью развития общества. Можно постоянно увеличивать потребление и вести общество и природу к гибели. Путь развития должен быть иным. Цели, ценности, качество жизни, качество науки, культуры общества, рост производства при умножении ресурсов, улучшении природных условий жизни общества – всё должно способствовать сохранению и росту здоровья общества.

5. Как же должно развиваться народное хозяйство страны?

Сначала необходимо определить, что мы хотим получить, какая цель является главной, построить иерархию целей и задач. Если главной целью является построение здорового общества, то определиться с количественными показателями: что и в каком количестве должно потреблять население, чтобы оно было здоровым, какие учреждения, организации должны быть созданы? Что сегодня потребляет население, каких традиций оно придерживается, что оно собирается потреблять с ростом доходов? Что и какими методами необходимо изменить в существующем потреблении для повышения уровня здоровья общества? Определить структуру, уровень технологий существующего производства.

Следующим шагам является определение изменения структуры существующего производства: необходимо определить какие предприятия, где лучше построить и модернизировать. Необходимо определить структуру приоритетов в экономике. Допустим, мы задаемся следующей структурой приоритетов: продовольственная, энергетическая, информационная и научная независимость.

Развитие производства возможно только тогда, когда рост цен не превосходит допустимых границ, не более 2-5% в год. Иначе кредитование и управляемое сбалансированное развитие становиться невозможным. Следовательно, должна существовать эффективная антиинфляционная система, которая позволит сдерживать рост цен.

Что необходимо сделать, чтобы страна снабжала себя всем комплексом необходимых продуктов, имела запас производственных мощностей и продукции для жизни в неурожайные годы? Сегодня в Россию ввозится из других стран до 60 процентов некоторых продуктов, и страна зависит от зарубежных поставщиков. Необходимо определить: структуру здорового питания для различных возрастов, какая продукция требует меньше затрат энергии для своего производства и хранения. Например, производство свинины может быть в два раза менее энергоемким, чем производство говядины, а производство птицы в четыре раза более выгодным. При этом мясо птицы определенного качества может не уступать или даже превосходить по потребительским свойствам мясо говядины и свинины. Естественно более желательно промышленное производство птицы. А в районах, где скот выращивают на подножном вскармливании и нет больших затрат энергии, выгодным может оказаться традиционное скотоводство. Так что выводы по производству той или иной продукции необходимо делать исходя из местной специфики и традиций народа. Изменения в производстве, укладе и традициях не должны нанести урон обществу и его здоровью. Причем, как мы знаем, даже положительные изменения, если они значительны, могут оказать неблагоприятное воздействие на здоровье общества. Семейные традиции, крепость семьи необходимо не разрушать, а укреплять.

Очень важно, чтобы необходимое производство было выгодным, рентабельным. Например, на селе достаточно 12-20% прибыли. Для сохранения рентабельности необходимо всегда соблюдать ценовой паритет села и промышленности. Что необходимо сделать для создания выгодности производства сельхозпродукции? Поднять на нее цены, установить государственные квоты на производство, чтобы не допустить разрушительного перепроизводства, внедрять современные методы хранения и переработки продукции, продажи продукции в специализированных торговых комплексах, собственниками которых являются объединения владельцев земли, кредитовать развитие нового производства. (Более полно меры по развития сельского хозяйства, приведены в приложении 8).

Повышение цен на продукты приведет к снижению покупательной способности и сокращению потребления? Несомненно. Поэтому необходимо увеличить заработную плату потребителей, чтобы компенсировать удорожание. Увеличение заработной платы и рост цен не приведет ни к каким отрицательным последствиям и лишь сделает производство на селе рентабельным.

А от куда частным предприятиям взять средства для увеличения заработной платы своих работников? Для избежания перекосов в доходах работников желательно установить для всех предприятий норматив отчислений на заработную плату в 70% от дохода предприятия. Важно сохранить в промышленности ценовые паритеты и прибыльность производства, а для этого установить среднеотраслевую рентабельность 10-20%[131] в зависимости от отрасли и, исходя из неё, рассчитывать рекомендуемые цены на массовую продукцию отраслей. Для производителей, у которых не хватает средств на заработную плату из-за устаревшей технологии производства, необходимо предоставить, если предприятие желательно сохранить, кредит на замену технологий или вида производства. Более совершенное производство даст возможность повысить уровень заработной платы.

Для модернизации промышленности государству будет необходимо выпустить деньги: провести целевую и сбалансированную эмиссию для осуществления комплексной программы развития промышленности и сельского хозяйства. Выпуск новых денег для создания новых предприятий не только не увеличит инфляцию, но из-за создания новой товарной массы, если в ценовом объеме она будет превосходить прирост покупательной способности, приведет к перепроизводству и снижению цен. Один рубль вложенной в новое производство способен создавать товарных ценностей на два рубля, а за счет эффекта мультипликации и еще больше. Поэтому может потребоваться дополнительная эмиссия новых денег для увеличения покупательной способности потребителей. Чтобы процесс выпуска и оборота денег был менее затратным для общества желательно перейти на электронные деньги и электронные карточки.

При планировании необходимо учитывать запасы производственных мощностей в тех отраслях и производства тех товаров, на которые в первую очередь увеличиться спрос. Необходимо в первую очередь увеличить производственные мощности тех товаров, спрос на которые повысится с увеличением доходов населения от эмиссии на создание нового производства.

Хорошо. Производство в любом секторе производства становиться выгодным. Как нам вновь создать в стране целую отрасль, например, электронную промышленность? Для этого необходимо подготовить специалистов (5-12 лет со стажировкой), определить наиболее перспективные виды производства (что будет нужным потребителям) на ближайшие 5-10 лет, построить новые предприятия, приобрести лучшее оборудование, пригласить лучших своих и зарубежных специалистов, создать НИИ и начать выпуск тех товаров, спрос на которые будет стабильным. Вначале государство может выйти в качестве заказчика производства определенных видов продукции. Затем общество может подключиться к процессу потребления. А для этого необходимо вновь увеличить покупательную способность населения, чтобы новые потребности были удовлетворены, и новое производство могло существовать.[132]

Кто-то может сказать, что даже частные предприятия не всегда могут предвидеть каким будет спрос через два, три года. Но дело в том, что создание отраслей требует огромного вложения средств, комплексного прогноза лучших специалистов, подключения к процессу многих смежников. Такая задача под силу только государству, которое способно увязать интересы многих предприятий и создать локомотивные транснациональные производственные комплексы. Что будет требоваться обществу в сложившихся отраслях специалисты способны предвидеть на десятилетия вперед. Например, самолеты будут обществу нужны через десять и более лет. Характеристики новых самолетов тоже нетрудно предвидеть.

Насколько успешными будут программы развития зависит от интеллекта и знаний людей. Этот ресурс является главным для общества. Поэтому образовательные технологии и программы должны занимать в структуре приоритетов одно из первых мест. Будет у людей знания, патриотизм и стимулы для развития – значит будут созданы новые отрасли и новые виды производств. Если этого не будет, то и ничего нового не будет. Было бы желание хорошо жить и для этого трудиться, и любое общество может создать для себя хорошие условия жизни, и как показывает практика Японии, даже не имея особых материальных ресурсов. Интеллектуальные ресурсы для развития являются решающими.

Нет никакого сомнения, что Россия может создать за 4-6 лет быстроразвивающуюся экономическую систему, вновь войти в строй лидеров научно-технического прогресса, стать великой экономической и научной державой.

Основные идеи

Эмиссионное кредитование инвестиций, нового производства позволяет как бы из ничего, из пустых денег получить два реальных товара: инвестиционный и потребительский.

Мы можем создать финансовую и экономическую систему, в которой не будет денежных ограничений для развития. Рост производства будет определяться наличием физических, информационных, людских ресурсов и темпами научно технического прогресса. Инвестиционный сектор может составлять 40-60% ВВП без увеличения налогов, и способствовать их постепенному относительному сокращению. Причем с развитием производительных сил общества темпы роста могут возрастать. Чем большим экономическим и научным потенциалом обладает общество, тем быстрее может развиваться производство и улучшаться жизнь. Темпы развития могут составлять вначале 10, затем 15% роста, что равнозначно соответственно удвоению уровня жизни за 8, а затем за 5 лет. Как только Россия достигнет 10% темпов развития она сможет за 2-3 десятилетия догнать по уровню потребления западные страны.

 Начало страницы
 

© И.О.Викторов, 2008.
Информация с сайта может свободно распространяться с обязательным указанием адреса сайта и даты копирования.
Вариант для Интернета подготовлен 9 мая 2008 года.  Последний раз изменен: 14.05.2011 г.