МАЙГО - постлиберальный проект развития обществаmaigo

 Главная страница

 
  
            Оглавление
    Вступление
1. Идеология  
2. Что происходит в России?
3. Либерализм – дорога к смерти?
4. Принцип сотрудничества и первый закон конфликтологии  
5. Выбор цели  
6. Ценности общества
7. Герои  
8. Здоровье
9. Как переходить на новую систему морали?
10. Общественные и индивидуальные начала
11. Банковская олигархия
12. Войны олигархии с Россией  
13. Глобальные вопросы
14. Отрицательные последствия значительного перераспределения  
15. Человеческий и социальный капитал  
16. Города и поселки  
17. Политическая система: задачи и решения
18. Задачи экономики
19. Роль денег в экономике
20. Два подхода к управлению – Д.Кейнса и М.Фридмана
21.Условия роста экономики
22.Финансовая и банковская системы  
23.Реформы в Китае  
     Заключение  
Приложения
1. Интервью с Линдоном Ларушем
2. Экономическая стратегия государства
3. Методология исследования общества
4. Антикоррупционные меры
5. Борьба с организованной преступностью  
6. Топография здорового города  
7. Система ценообразования
8. Программа развития сельского хозяйства
9. Отличия Майго от других идеологий  
10. Маргрид Кеннеди «Деньги без процентов и инфляции»  
11. Правила воспитания детей в семье
  

7. Герои

    Содержание

1. Для чего нужны герои?  

2. Какие сказки надо сочинять?  

3. Свободное время ребенка  

    Основные идеи  

 

1. Для чего нужны герои?

Герои позволяют людям ориентироваться в ценностях и целях общественного развития. Они становятся идеалами для подражания.

Специалисты, изучавшие беспризорность, утверждают, что семьи в России распадаются и дети бегут из дома потому, что у взрослых нет целей в жизни, потребности в воспитании детей трудолюбивыми, моральными и заботливыми, а у детей нет героев, которым стоит подражать. А это, как оказалось, для общества и детей губительно. Ни одно из великих свершений не происходило без великих целей, которые рождали героев.

Распространяется мнение, что общество и государство может устраниться от создания морали, правил поведения и образцов для подражания, что все само станет на свои места, что в этом вопросе нужна свобода, а регуляция вредна. Но это не так. Отсутствие позиции общества или позиция плюрализма, равноценности множества ценностных систем, дезориентирует и ослепляет общество. Это позволяет заинтересованной группе навязывать обществу свой взгляд на мир, манипулировать сознанием и действиями общества.

Как только общество ставит цель, ему необходимо определиться, кого оно будет считать героями.

Какой образ героя постоянно внедряется в сознание американцев в США? Образ супермена, который один способен защитить свою семью, слабых и все общество, который с помощью силы уничтожает врагов и тем самым созидает счастье. Образ супермена ориентирует на личную инициативу, и это хорошо, но он еще ориентирует на насилие. А счастье невозможно достичь с помощью насилия. Защитить можно, а достичь невозможно. Человек, преступивший даже по необходимости запрет на убийство, стал убийцей, преступником по факту. И вернуть его психику в норму (когда действуют ограничения нанесения вреда противнику или оппоненту, умение договариваться, быть терпимым и прощать) почти невозможно. Проблемы возврата психики ветеранов вьетнамской и афганской войны к норме решаются трудно, только с помощью специальных психологических методик. Запрет на насилие в США не входит в образ героя для детей.

Для взрослых в США создается другой образ героя – патриота, семьянина, любящего жену, детей и заботящегося о них. Все очень просто и эффективно. А так как образ супермена является первым ведущим образом, то маловероятно, что американские политики отойдут от политики силы и станут больше внимания уделять методам поиска общего согласия и сотрудничества. Хотя методики сотрудничества, ведения переговоров без политики поражения, в Америке широко известны, но они не входят в ценностную бессознательную структуру мышления американского общества.[1]

Создание образов героев является частью проектного мышления и развития общества. Эти образы должны быть простыми и отражать ценностные установки общества, которые более устойчивы в меняющемся мире.

2. Какие сказки надо сочинять?

Будущее общество определяется тем, какие сказки сочиняют для детей и кто станет положительным и отрицательным героем. Если положительными героями будут воины, уничтожающие врагов, то подросший человек, сам того не осознавая, всегда будет искать врагов, которых надо уничтожить. Если будут заботливый сын или дочь, то потребность заботиться о близких, как культурная неосязаемая среда, пройдет через всю жизнь человека. Если героями будут строители и изобретатели, то человек станет ощущать себя комфортно только тогда, когда он станет заниматься подобной деятельностью. Мы все родом из детства.

Модели героев должны опираться на природу человека и общества. Чтобы жить в обществе человек должен быть защищен, он должен быть сильным физически, духовно и нравственно, иметь определенные знания, защищать семью, быть любящим мужем или женой и заботиться о своих детях. Сила, знания, защита семьи и любовь к своей родине – это основные темы для создания образов героев. Образ защитника и война в наибольшей мере соответствует инстинкту самосохранения человека. Труд, созидание – как деятельность появилась позднее с развитием цивилизации. Трудно вспомнить сказки, в которых героями были строители, изобретатели или художники. Работа, созидание появились значительно позже в истории человечества и не «зашиты» в инстинкты человека. Поэтому передача данных образов требует дополнительных усилий.

В каждом возрасте должны быть свои герои. Для 2-6 летних образом для подражания должен быть герой сильный и любящий родителей. Для 7-13 летних – в образе героя должны присутствовать любовь к родине, патриотизм, успехи в учебе, общественная активность, забота о родителях. Для 13-17 летних – забота о младших, семье и стране.

В сказках в каждом возрасте должны быть свои образы. Для возраста 1-3 года мир должен быть полон доброты, природа, домашние и дикие животные служат людям и нет места для печали, а есть – для упорного труда и радости. Для 3-5 летних в сказках может рассказываться о хороших и плохих героях, о слабых и сильных, эгоистах и альтруистах. В этих сказках ведущими образами могут быть защита слабых, младших и помощь родителям, творчество и созидание, и добро всегда побеждает, так как оно сильнее и опирается на род. Замечено, что отождествление себя с положительными героями формирует нравственные образцы ребенка и «зашивает» их в подсознание.

Какие мотивы в сказках должны быть ведущими? (1) Мир добрый, добро всегда побеждает, выход из трудных ситуаций всегда можно найти. Эти образы формируют установку на оптимизм и активность. (2) В борьбе со злом надо опираться на свои силы, силу своих друзей и рода. Герой тот, кто защищает слабых, младших, помогает своему роду, может объединить людей и жертвует собой для спасения других. (3) Строить и созидать, много трудиться и тренироваться, уметь учиться и договариваться, заботиться о детях и родителях – это условия для успеха и счастья. Успех не столько в силе и насилии, агрессивности и обмане, сколько в уме, настойчивости, верности роду и умении договариваться с другими.

Необходимо составить список 100 лучших книг и лучших отечественных и мировых фильмов. Родители и дети должны знать какие книги надо прочитать, а фильмы посмотреть для того, чтобы знать культуру человечества, для того чтобы развить в человеке сострадание и трудолюбие.

Общество, заботящееся о своем будущем развитии должно создавать свои сказки. Для этого необходимо создать конкурсную программу по написанию сказок, отбору и публикации. Общество не должно забывать, что его будущее во многом определяется теми сказками, рассказами, образами, героями, которые оно создает для малышей и взрослых.

3. Свободное время ребенка

Педагоги считают, что если у детей не более 2 часов в день свободного времени, то дети вырастают хорошими людьми. Если у детей свободного времени до 6 часов, то появляются проблемы с поведением. Если времени еще больше, то дети очень часто преступают закон.

Для появления у подростков общественных ценностей рядом с ним обязательно должен быть взрослый человек, который физически и нравственно сильнее. Почему?

Человек рождается потребителем и таковым остается всю жизнь. Ребенок от рождения равнодушен к чужой боли. Если не развить у него сопереживания, сочувствия, то, подрастая, он становиться опасным, жестоким зверем.

Ребенок не знает морали, что хорошо и что плохо, не знает ценностей и запретов, он аморален при рождении. Пока родители не скажут, чего они хотят от ребенка, что надо делать, а что делать нельзя, и не станут добиваться выполнение моральных норм поощрением и наказанием, ребенок будет жить вне норм, вне морали.

Эгоизм является первой стадией осознания человеком себя индивидом. Если ничего не предпринять, если не перевести его деятельность на труд для других, то человек станет трудиться только для себя, он останется эгоистом[2] и потребителем. Для того чтобы человек стал моральным человеком и смог работать для близких, обществу надо приложить дополнительные усилия. Ребенок должен знать моральный кодек поведения и пройти обучение труду для общества. К 13 годам формируется мозг человека и его характеристика как личности. Затем формировать социальное мировоззрение уже намного труднее, но можно.

Подростки стремятся к общению, мнение старших ребят формирует ценностную шкалу. В этом возрасте происходит пересмотр тех ценностей, которые были в детстве. Когда лидером группы подростков становится самый старший и самый сильный подросток, тогда, по естественным законам, подростки ориентируются на силу, на добычу благ с помощью дерзости, насилия и беспощадности. Так устроена естественная жизнь, когда человек не знает что и как производить, то должен добыть средства для жизни с помощью силы. В естественном состоянии в подростковой группе генерируется ценности силы и добычи, презираются слабые и нерешительные. И только взрослые более сильные могут привить подросткам ценности труда, творчества и созидания. Мораль взрослого общества является культурным, а не естественным явлением и поэтому сама собой не может появиться и закрепиться в мировоззрении.

У каждого подростка должны быть перед глазами герои, защищающие слабых, сами строящие свою жизнь и общество. А рядом с подростками должны быть взрослые, которые умеют работать и защищать слабых.

Очень важно, чтобы подростки занимались какой-либо деятельностью после школы. Для этого всем детям должны быть доступны внешкольные секции, кружки и клубы, в которых взрослые смогут передать на примере своей жизни навыки труда, творчества и созидания. Кружки, детские дворцы пионеров, спортивные секции позволяют ребенку попробовать себя в разных видах деятельности, найти то, к чему лежит душа, свое предназначение. Они расширяют круг общения, позволяют ребенку найти новых друзей среди увлеченных, активных людей. Они чрезвычайно необходимы детям и взрослым.

Ни один ребенок не должен быть без внимания после школы. Контроль за детьми должен быть практически тотальным. Школа и милиция должны знать каждого ребенка, его интересы, занятия круг общения. Как только общество отступает от контроля, появляются условия для преступной, антиобщественной деятельности. Контроль не означает тотальное вмешательство в семейную жизнь. Он дает возможность при появлении асоциального поведения ребенка влиять на процессы воспитания. Не будем забывать, что подобная система уже была в Советском Союзе (детские инспектора и регистрация «трудных подростков») и доказала, что она может влиять на воспитание нового поколения.

Задача создания внешкольных детских и подростковых учреждений обществом должна обязательно решаться. Финансироваться внешкольная сфера должна не меньше чем школьная. Каждый ребенок должен быть занят трудом, творчеством, созиданием вместе с взрослыми и не иметь свободного времени более 2 часов в день.

Основные идеи

Отсутствие целей и героев негативно сказывается на здоровье общества, способно разрушать семью. Общество, осуществляя какой-либо проект развития, должно четко формировать цели для человека и образы героев, защищающих ценности и жизнь общества. В каждом возрасте у человека должны быть свои герои, помогающие ему жить, ведущие как идеал вперед. Сказки формируют ощущение жизни, общества и действий, которые необходимо человеку предпринимать в возникающих условиях жизни.

Необходимо составить список 100 лучших книг и лучших отечественных и мировых фильмов. Родители и дети должны знать какие книги следует прочитать, а фильмы посмотреть для того, чтобы знать лучшую культуру человечества.

Общество, заботящееся о своем будущем развитии, должно создавать свои сказки. Должен быть общественный заказ на сказки.

Педагоги считают, что если у детей не более 2 часов в день свободного времени, то дети вырастают хорошими людьми. Если у детей свободного времени до 6 часов, то появляются проблемы с поведением. Если еще больше, то дети очень часто преступают закон. Общество должно следить, чтобы у детей не было бесцельного времяпрепровождения. До 13 лет у каждого ребенка необходимо развить чувства сочувствия, сострадания, желания работать для родителей, друзей, общества. Общество должно знать как сформировать у детей сочувствие, сопереживание, трудолюбие, заботу о близких, родителях и семье. Асоциальное поведение детей должно регистрироваться и такие дети находиться под особым вниманием. Необходимо обеспечить детей и подростков внешкольными учреждениями, так как они позволяют раскрыться возможностям человека и формируют нравственную систему будущих поколений. Финансироваться внешкольная сфера должна не меньше чем школьная.


 

[1] Очень хорошая книга американских специалистов по проведению переговоров: Фешер Р. и др. Переговоры по-гарвардски. М., Эксмо, 2005 г.

[2] Эгоист – это недоделок общества. Это признак несовершенства знаний и технологий воспитания социального человека. Если эгоистов много в обществе, то оно деградирует. Рост индивидуализма, который наблюдается на Западе и в России, – признак разрушения цивилизации.

 Начало страницы
 

© И.О.Викторов, 2008.
Информация с сайта может свободно распространяться с обязательным указанием адреса сайта и даты копирования.
Вариант для Интернета подготовлен 9 мая 2008 года.  Последний раз изменен: 14.05.2011 г.