«Высший интеллект»

 

Программа образования в 21 веке, развития возможностей до физиологических пределов

 

 

"Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надежным источником превосходства над ними". Ари де Гиус

 

«По  результатам международного мониторинга качества школьного образования (PISA), уровень знаний российских школьников в 2016 году находиться ниже среднего. А в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72».

 

Мой товарищ Сергей Пермяков попросил меня ответить на вопрос: «Чему необходимо учить наших детей в школе и в вузах?». Я подготовил для него материал. Он может стать основой для появления нового взгляда на образование.

 

        Можно выделить важнейшие направления в обучении:

1.      Формирование возможностей человека (Б.Никитин сделал вывод, что решающий возраст 0-6 лет для предотвращения необратимого разрушения возможностей мозга).

2.      Развитие возможностей тренировкой в любом возрасте.

3.      Выбор программ обучения – чему необходимо учить? Основные принципы: 1) полнота мировоззрения, видения мира, 2) разносторонность – разные знания,  3) минимум текста при максимальном объеме знаний, учить идеям, лежащим в основе дисциплин, метомоделям, проблемам современной науки.  

4.       Обучение методологии познания мира, построения моделей, языка познания. Общему подходу: выбрать цели, сформулировать задачи, выбрать методы решения задач, анализ результатов и коррекции целей. Защита от искаженных или неполных знаний, траты времени на повторение ошибок других. Умение находить: ошибки проверкой на опыте (как главному критерию достоверности), поля с разной по процентам достоверности знания и горизонта ошибок с нулевой достоверностью.

5.      Формирование практических навыков: профессиональной деятельности, выживания, достижения максимального уровня здоровья, организации своей жизни, постановки целей, решения задач, защите от внешних, внутренних угроз, соблазнов, умения найти свою любовь, жизни в семье, воспитания детей.

 

     Нам надо учитывать, что методы обучения являются механизмами борьбы общества за лидерство. Общий закон конкуренции состоит в том, что конкурентных преимуществ можно достигать двумя путями: а) усиливая свой собственный потенциал, б) ослабляя соперника путем внедрения ошибочных идей, ложных целей, ценностей, методов достижения целей, морали, направленной на получение личной или групповой выгоды за счет других людей, индивидуализма, потребительства, расовой и национальной розни, разделяя и сталкивая в борьбе своих противников, уменьшая возможности к обучению, тратя время впустую на знания, которые не пригодятся в жизни.

    То общество сможет вырваться вперед, которое сможет в большей мере развить возможности к обучению, познанию, получению знаний за меньшее время. Кроме этого, важно создание условий для реализации возможностей человека, выбор государством важнейших целей для развития, финансирование решения задач по приоритетным целям.

 

1. Какая цель должна быть поставлена перед учителями?

1.     Формирование квалифицированного потребителя, как было сформулировано российским правительством в 2004 году?

2.     Или формированием активного гражданина, творца, созидателя новой действительности, способного решать новейшие вызовы современности, вызванные внешними космическими воздействиями или усложнением общественной жизни?

     Я думаю, что наш выбор должен остановиться на втором варианте. Нам нужны активные члены общества, способные выживать в любых условиях и решать новые вызовы развития человечества, о которых мы даже не подозреваем.

     С какого возраста надо учить ребенка? Думаю, что с возраста, как только он родился. Кто-то утверждает, что еще при формировании плода необходимо учить пению, ласковому отношению к миру, доброте, чтобы не упустить время формирования способностей. С этим можно согласиться и для родителей разработать методики, пособия молодых мам.

     Чем была хороша советская школа? Разносторонним образованием, обязанностью как можно лучше выучить весь курс, возможностью получить профессию, место работы, доход и жилье как минимум койку в общежитии. После окончания 7 классов школьник мог пойти учиться в профессиональное техническое училище (ПТУ 1-3 года) или в техникум (4-5 лет) для получения рабочей специальности.  При желании школьник мог продолжить учиться 3 года в школе и получить полное среднее образование. Обучение в техникуме давало возможность получить полное среднее образование и специальность, поступить на работу или в высшие учебные заведения.

 

3. Детей необходимо учить:

1.     Выживанию в условиях природных, социальных катаклизмов, во время войны. Заботе о родителях и детях в самых неблагоприятных условиях.

Достигать наивысшего уровня здоровья (физического, психического, морального), тренированности своего организма. Защищать свою семью, общество от внешних и внутренних угроз. Лечить себя, восстанавливать после болезни высший уровень тренированности.

2.     Методологии (правилам) познания, построения моделей мира.

Решать нестандартные, необычные задачи с помощью эвристических подходов (методы Г.С.Альтшуллера). Прогнозировать развитие событий, исследовать весь спектр возможных решений и вероятных результатов, находить зоны ошибок моделей (представлений) и предлагать решения вновь появляющихся проблем.

3.     Основным моделям, представлениям о мире, истории человечества и своего общества, истории развития политических, экономических наук. Законам страны и практике их применения.

В естествознании: законам физики на уровне микро, макро и мегамира. Космологию. Знанию проблем современных наук и подходов к их решению. Истории развития науки и методологии познания.

В общественных науках: общественные проекты развития общества, цели, ценности, моральные системы методы достижения целей, к каким результатам приводило осуществление созданных проектов. Какими характеристиками должен обладать общественный проект, чтобы обеспечить выживание, высшее развитие общества, и сохранение его жизнеспособности? Иностранным языкам и что нужно сделать, чтобы перейти на общемировой язык, пригодный для человека и искусственного интеллекта.

Истории возникновений поли- и моно-религий, атеистических концепций, знаниям положительного и отрицательного влияния различных религиозных и атеистических представлений на общество.

Футурологии как представлении человека о планируемом, желанном будущем.

Умению создавать семью, правилам (законам) жизни в семье, конфликтов и примирений, воспитания нескольких детей  в семье здоровыми, трудолюбивыми, заботливыми о родителях и других детях.

Особую важность для общества представляют детские сказки до 6 лет, которые формируют неосознаваемые представления об обществе, мире, месте человека в мире, моральной системе, целях жизни человека и общества – они закладывают неосознаваемый генетический код общества. Необходимо создавать сказки с героями, которые несут важнейшую информацию о мире, обществе, ценностях и не допускать нежелательные сказки в общество (с равнодушием по отношению к семье, родителям, животным, чужой боли, с садистскими действиями, кровавыми убийствами, кошмарами и т.п.).

Необходимо учить детей быстро читать с 1 года, а затем до школы в 10-100 раз быстрее читать, чем читают сегодня дети.

Дети, как и всё общество, должны знать: цели развития общества, какой комплекс задач необходимо решить, чтобы достичь поставленных целей, как цели должны корректироваться в зависимости от изменяющихся условий и приоритетов для общества. 

В экономических науках: моделям развития народного хозяйства, которые бы обеспечивали быстрое развитие производительных сил общества, решение существующих и возникающих задач.

В биологических науках: конструирование ДНК, развитие клеток, строение различных организмов. Знаниям о жизни растений и животных. Как человек может достичь наивысший уровень здоровья, лечить и быстро восстанавливать свой высший уровень тренированности.

Химия, черчение, сопромат, математика (арифметика обязательна для всех), литература (10, 40, 100 обязательных книг и фильмов) не упоминаются, как и знания истории развития музыки, изобразительного искусства. Предполагается, что эти знания имеют не общекультурное, а специфическое значение, могут изучаться в классах с определенными уклонами. Сами родители и ученики могут выбрать их изучение как дополнительные предметы или изучать дома.

Для самостоятельного обучения необходимо подготовить соответствующие интерактивные программы обучения с использованием искусственного интеллекта и возможностью включения обучающегося в творчество, созидание.

4.     Методам развития способностей и возможностей человека. Повышению уровня внимания, восприятия информации, достижению максимально возможного уровня памяти и умения забывать ненужную информацию. Переработке информации с наибольшей скоростью - полноценное быстрое чтение с переводов вербальной (словесной) информации в образы, чувства и смыслы, с подключением подсознания. Аутотренинг, самопрограммирование, управление своим организмом.

Желательно как можно быстрее перейти от среднего процесса обучения, каким бы высоким он не был, к индивидуальным программам с тренировкой предельных нагрузок на мозг, воображение, творчеств и навыков быстрого восстановления. Каждый учащийся должен учиться по индивидуальной программе, которая в максимальной мере развивает его возможности.

5.     Нескольким профессиям, которые помогут человеку выжить в любых условиях и в той исторической эпохе, в которой он окажется, когда пойдет искать работу.

Общество, живущее в городах, разучилось добывать себе еду не в магазинах, а на земле. Природные и социальные конфликты могут привести к тому, что отсутствие умений может и приводит к гибели взрослых и детей. Надо знать: 1) как выживать в условиях, когда разрушено снабжение городов, денежная система, когда на улице появляются вооруженные банды, убивающие людей, 2) как можно рассредоточиться по земле и заняться добыванием пищи на земле, 3) профессии, которые позволят построить жилище, будут кормить, научат готовить пищу, шить одежду, обувь, изготовлять посуду и орудия труда.

Навыки выживания могут не пригодиться, и хорошо, если не пригодятся. Но если возникнут неблагоприятные условия, то надо уметь выживать, объединяться для защиты, строить жилье, шить одежду, обувь, выращивать и готовить еду.

 

4. Средняя школа интеллектуального развития и

предельных возможностей человека

 

   Обоснование необходимости перехода к другим принципам обучения

Школа традиционно ориентировалась на такую скорость обучения, с которой справлялись все учащиеся в школе, включая средних и даже худших учеников. Все зависело лишь от желания слушать учителя и выполнять доступные для всех задания.

Такой подход приводит к замедлению обучения большинства учащихся, к средним и даже менее чем средним результатам обучения.

В школе, в которой ставиться задача тренировки максимальных возможностей человека, необходимо переходить на тренировку прежде всего возможностей ученика как интеллектуальной личности. Необходимо выявить предельные возможности человека, которые могут увеличиваться со временем, и давать материал на этих предельных скоростях.

Например, если человек способен воспринять и запомнить в 20 раз больший объем знаний, то ему на этой скорости необходимо давать знания. Если скорость будет меньшей, то возможности человека атрофируются, уменьшаться. Человек потеряет свои возможности, а общество личность с большими возможностями. Интеллектуальные ресурсы общества уменьшаться. Поэтому у каждого ученика с повышенными возможностями должна быть своя индивидуальная программа обучения.

Необходимо чтобы российское общество обеспечивало гармоничное развитие всех способностей человека, предоставило ему условия для достижения максимальных возможностей и результатов в труде.

Постановка такой задачи требует перехода к коллективным тренировкам возможностей учеников и индивидуальным программам обучения. Коллективные тренировки возможны и, как ни странно, более эффективны, чем индивидуальные. Эффективность тренировок предопределяет сам принцип адаптации к предельным скоростям и нагрузкам. Скорость адаптации бывает разной, но результат, как правило, появляется у всех, если человек не болен или не усталый.

В школе с тренировкой интеллектуальных возможностей у учителей нет необходимости вести уроки и рассказывать предметы. Скорость речи намного меньше скорости «чтения», быстрого восприятия, самостоятельного освоения материала учеником.

У учителей появляется задача проводить коллективные тренировки возможностей в группе на специальных тренажерах, помогать ученикам в самотестировании, составлять индивидуальные программы обучения, помогать проходить самотестирование освоенного материала, выявлять ошибки, помогать учащимся в их устранении для достижения максимального мастерства.

Необходимо исключить перегрузки, нервные срывы, поэтому каждый ученик должен тестироваться на предельные нагрузки и на скорость восстановления своей работоспособности. Обучение не должно превышать скорости восстановления функций и должно быть ориентировано на поддержание максимальной работоспособности. При этом необходимо регулярно выходить за пределы достигнутого.

Из физиологии известно, что возможности человека повышаются, когда уровень тренированности находиться около максимума возможностей. Я знаю из своей практики, что допустима подача информации с запредельной скоростью, при которой не возможно полноценное восприятие. Но только в запредельных режимах просыпаются новые, скорее спящие возможности человека. Человек постепенно привыкает к высоким скоростям переработки информации, они становятся нормой. Откат на малые скорости подачи информации некомфортен, как некомфортна скорость набора текста на клавиатуре двумя пальцами, когда привык работать всеми десятью.

 

                    5. Какие предметы, курсы желательно преподавать?

1.      Быстрое восприятие текста, рисунков, картин с предельно возможной скоростью.

Опыты доказывают, что человек может воспринимать и перерабатывать информацию в 100 раз быстрее, чем при нынешнем обучении. И через поколение можно добиться эффекта, что российское общество будет обладать в 100 раз большими интеллектуальными ресурсами, чем сегодня. Вот на эти предельные физиологические возможности человека и нужно ориентировать детей как можно с более раннего возраста, пока у них не произошло необратимое разрушение возможностей, открытого Борисом Никитиным.

2.      Быстрое запоминание большого количества информации, иностранных языков.

3.      Внимание напряженное, полное в течение максимально возможного времени. Быстрый отдых и восстановление сил.

4.      Методология научного познания. Неформальное, нешаблонное мышление. Решение нестандартных задач.

5.      Рисунок, музыка, лепка, тренировка объемного представления, моделирования

6.       Бег на дальние дистанции, лыжи, командные игры (ганбол, футбол),  самозащита, плавание.

7.      Фоностенография – запись звуков речи в безотрывном письме.

8.      Умение находить и быстро перерабатывать информацию.

9.      Патриотизм, традиционное воспитание женщины как опоры мужчины и мужчин, как кормильца, отвечающего за семью, жену и детей.

10.  Знание электроакупунктуры, методов восстановления здоровья, как обеспечить наивысший уровень тренированности и здоровья.

11.  Умение планировать свое время на год, месяц, день, вести ежедневный дневник.

12.  Тренировка пения, обучению игры на музыкальных инструментах, подготовка номеров для выступления.

13.  Ораторское искусство, умение выступать и убеждать.

14.  Умение выживать в дикой природе, в городе, при безработице, во время военных действий и природных катаклизмов.

 

6. Организация учебного процесса

 1. В школе ученики тренируются для максимальной, предельной внимательности, быстрого восприятия и памяти. У учащихся постоянно определяется (тестируется) и направляется обучение на самостоятельную проработку материала и сдачу экзаменов (тестов) по освоенным предметам, написанию текстов. Обучение как классное в группе, когда нужны коллективные тренинги, так и домашнее. Обучение происходит не как постепенное, пошаговое увеличение напряжения, а как адаптация к максимально возможным для данного человека нагрузкам.

Вначале всегда не получается, затем постепенно увеличивается результат. Важно добиться максимально возможного результата для данного человека по восприятию, переработке, закреплению в памяти и воспроизведению материала.

В школе работают по определению предельно возможных нагрузок на мозг для данного человека и увеличения его возможностей.

2. Школьник сам изучает предметы в школе на специальных тренажерах или дома самостоятельно. В школе ученик рассказывает преподавателю: что он прочитал, какие задачи сделал, за какое время. Постепенно контроль результатов, как рутинная операция должна перейти к машинам. Преподаватель должен лишь помочь в выявлении и исправлении ошибок.

3. Ученики учатся среди равных. В школе несколько параллельных классов с разными способностями учеников. И в зависимости от того, как человек справляется с нагрузками, ему дают такие, с какими он может справляться на пределе. Он переходит из класса в класс в зависимости от своих достижений, желания и освоенного курса обучения.

4. Есть базовый и свободный курсы предметов, исходя из возможностей, выявленных способностей и предпочтений учащегося. Курсы могут ограничиваться школьной обязательной программой, а могут включать в себя и университетскую программу.

5. За моральным, физическим и психическим здоровьем, умением восстанавливаться и нагружаться должны следить психолог и преподаватели. Предельные нагрузки в начальных классах должны даваться в виде игры.

6. Наиболее одаренные участвуют в олимпиадах и поступают в вуз, который они могут окончить досрочно. Затем поступить в аспирантуру. Освобождаются от армии или проходят её, по своему желанию, чтобы иметь возможность работать на государственной службе.

 

7. Формирование научной, организационной элиты общества

Лучшие попадают в список государственной элиты, проходят подготовку на крупнейших предприятиях, по специальным программам, с учетом своих способностей и интересов, в институтах повышения квалификации по управлению большими коллективами, проходят докторантуру и в обязательном порядке обеспечиваются работой в государственных научных учреждениях, вузах, на предприятиях.

Интеллектуальная элита с максимальными возможностями всегда должна иметь задание на работу, на поиск наиболее актуальных проблем, их решений и обеспечиваться доходом для содержания семьи.

Только осуждение судом за уголовное преступление может приводить к тому, что человека вычеркнут из государственного списка элиты и обязательного государственного обеспечения. 

 

©  И.О. Викторов,   22 ноября 2016 г. Новосибирск.

Комментарии не допускаются внутри и возможны только после текста. Воспроизводить можно в любом виде с обязательным указанием автора и источников:

http://mig11.livejournal.com     http://maigo.comli.com

 

Сноски на материалы по теме:

1.      Российская школа хуже средней в мире: почему так и что делать? - http://mel.fm/2016/12/21/low_rating

2.      Иванов Владимир Викторович, заместитель президента Российской академии наук и Малинецкий Георгий Геннадьевич, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов института прикладной матемарики имени А.В.Келдыша РАН. «Реформа российского образования – поиски решений»  - http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/Tom%2010/III/Ivanov.pdf

3.      Поддьяков Александр. Троянское обучение в информационных технологиях. - http://old.computerra.ru/2008/729/354133

4.      5 книг, которые научат ребенка нестандартно мыслить- http://mel.fm/2016/03/18/child_books

   7 простых привычек, которые помогут ребенку в обучении - http://mel.fm/2016/03/11/learning_aid

 

 

      P.S. Как и ожидалось, я получил крайне много негативных отзывов от школьных преподавателей на данный текст. Это показывает, что они совершенно незнакомы с потребностями современной науки и с её большими потоками информации. И, видимо, стране не обойтись без привлечения ученых для разработки новых методов обучения в школе и корректировки программ с прицелом на 20-ти летнюю перспективу.

     Что надо заметить? Большинство тестов на развитие интеллекта измеряют количество задач, решенных за установленное время, то есть скорость решения задач. Я учил людей читать в 10 раз быстрее, чем читают люди после окончания вуза. А можно научить в 100 раз быстрее полноценно воспринимать и перерабатывать информацию. Обучение в хорошем вузе сегодня настолько интенсивно, что ребята с моего потока спали всего лишь по 4 часа в сутки, чтобы освоить весь материал. Увеличение скорости обработки информации мозгом даст возможность освоить больший объем информации и получить время для полноценного сна. 

     Поток информации в научной сфере таков, что удвоение информации, и полураспад знаний, происходит за 1,5-2 года. Большинству специалистов удается познакомиться лишь с 10-30% новой информации. Это приводит к дублированию затрат на исследования по уже полученной информации, к отставанию от создания новейших научных моделей и производственного оборудования. Выход на рынок раньше конкурентов на 2-6 месяцев позволяет получить основную массу прибыли. А во время войны технологическое отставание  приводит к поражению государства. Если кто помнит, то Гитлеру не хватило несколько месяцев до создания ядерной бомбы.

    Создание системы обучения, которая позволит достичь предельных физиологических возможностей мозга для восприятия и переработки информации, – это крайне интересная и стратегически важная задача. Эту задачу государству нужно поставить, а заинтересованным ученым решить. Потому что её решение позволит нам выйти в лидеры по интеллектуальному развитию человека, по крайней мере, в некоторых решающих областях.  

     Являются ли скоростные характеристики интеллекта достаточными для человека? Они необходимы, но не достаточны для воспитания полноценного и стойкого к внешним неблагоприятным воздействиям человека. Необходимы мировоззренческая, моральная, ценностная и физическая составляющие, умение организовывать группы и работать в коллективе, мотивировать людей, управлять скрытыми от человека потребностями, его мировоззрением. Человек должен уметь организовывать свой мыслительный процесс, очищать свою голову от ненужных мыслей, найти свою половинку, жить в семье, воспитывать детей, уметь организовывать дома и на работе радостную, творческую атмосферу напряженной работы, тепла, оптимизма, отдыхать и развлекаться так, чтобы повышать свои возможности.   Интеллект человека должен служить близким, народу, обществу. Все поставленные задачи можно решить.