Майго – русский путь
проект развития общества 

 Главная страница

 Новости  Статьи   Разрабатываем ПРОЕКТ?        Поиск
 
Антиинфляционная программа
Система ценообразования Викторова или "12 правил ценообразования"
    
   Управлять экономикой можно лишь тогда, когда есть эффективно работающая антиинфляционная программа. Сокращение денежной массы, как советуют монетаристы, не способно сдержать роста цен, а лишь разрушает производство и вводит общество в развивающийся кризис. Остановить инфляцию и потерю рабочих мест, как показал исторический опыт и опыт России в 1992 году, удается только введением ограничений на рост цен, поддержанием покупательной способности предприятий и населения.
   Управление экономикой начинается с разработки мер против роста цен.
       Цены можно контролировать, когда созданы:
   1. Необходимые институты (организации).
   2. Желаемая структура экономики: производства, торговли  и региональных рынков – высокая конкуренция, олигополия (5-7 участников), монополия (ж/д и трубопроводный транспорт, на внешнюю торговлю по конкретным видам товаров).
   3. 12 правил ценообразования и эффективные санкции за нарушение правил.
   4. Выполняются 7 правил торговли.
    
1. Институты для управления экономикой
   1. Госплан – планирование производства по физическим показателям, структуры производства, смены технологий.
   Нет секторов экономики (рыночных, олигополистических, монополизированных), из которых государство могло бы уйти без разрушительных последствий. Государство должно стремиться к созданию конкурентной среды, которая позволяет вводить свободное ценообразование.
   Сельское хозяйство является основой развития общества и его национальной независимости. Необходимо обеспечить разнообразное, полноценное питание для населения и устойчивые доходы селян. Для сельского хозяйства устанавливаются квоты, вилки цен с учетом регионов, объемы государственных закупок, обязательство продажи государству излишков продукции по минимальным ценам для экспорта или уничтожения излишков, чтобы не допустить обвала цен на рынках и разрушения производства. Устанавливается паритет цен для промышленных и сельскохозяйственных товаров.
   Для сохранения и увеличения плодородия земли, чтобы производители вкладывали средства в повышение плодородия земли, государство: 1) заботиться о создании вертикально интегрированных структур (объединений, кооперативов) с полным циклом производства продуктов питания (производство сельхозпродукции, хранение, переработка, упаковка и реализация), 2) задает нормы рентабельности производителям, переработчикам, торговцам, 3) способствует организации сельскохозяйственных бирж в каждом регионе, 4) составляет паспорт плодородия земли, 5) способствует переподготовке сельхозпроизводителей, 6) выделяет необходимые кредиты на развитие, 7) само страхует и способствует организации крупных страховых обществ производителями сельхозпродукции для страхования от неурожаев. Страховые, зарезервированные средства должны идти на развитие производства в том же году в разных регионах. Государство поддерживает страховые объединения в случае наступления неблагоприятных обстоятельств.
   2. Госцен – правила ценообразования, установление цен на жизненно важную продукцию.
   Госцен может структурно входить в Госплан (сегодня Минэкономразвития) и иметь следующие задачи: следить за ценообразованием, выявлять нарушения, разъяснять, предупреждать и штрафовать; определять к каким видам ценообразования должно относиться производства конкретного товара; выпускать отраслевые справочники; вести базы данных по отраслям; выдавать всю информацию в открытом доступе (за исключение той, которая относиться к государственной тайне и коммерческой для экспортных товаров); создавать стандарты на электронную отчетность по ценообразованию совместно с налоговой службой.
   Госцен:  
   1) Ведет общероссийские базы товаров и производителей. В ней указывается отпускные цены, себестоимость, прибыль, рентабельность (себестоимость, прибыль, рентабельность для товаров с рекомендуемыми, свободными, биржевыми ценами не указывается), производители, региональные представители (дилеров), транспортные компании, осуществляющие перевозку, цены на доставку в регионы, сроки доставки, объемы поставки, контактные данные всех производителей, представителей и транспортных компаний. А так же торговые предприятия в регионе, пожелавшие зарегистрироваться в данной базе с данным товаром.
   2) Составляет справочники рекомендуемых цен на традиционные товары.
   3) Вводит правила ценообразования для редких, жизненно важных, ценнообразующих товаров.
   4) Определяет районные коэффициенты, предельные торговые надбавки, отраслевую рентабельность.
   5) Вводит антидемпенговые надбавки на ввозимые товары, а так же на продукцию конкретных производителей вне и внутри страны.
   3. Госэкспорт – экспортная политика, монопольно высокие цены на экспорт и демпенговые цены для захвата внешних рынков.
   4. Госрезерв – госзапасы и управление ценами на товарных биржах.
   5. Товарная биржа – определение равновесных цен на традиционные биржевые товары.
   Около крупных производителей и потребителей сельскохозяйственных товаров необходимо организовывать кооперативные сельскохозяйственные оптовые биржи. 
   Продажа товаров на биржах непосредственно производителями, позволяет избежать посредников, направлять средства для повышения плодородия земли, развития производства.
   6. Антимонопольная служба – предупреждает появление монополистов и захват региональных рынков, входит в Госцен
   7. Министерство новых технологий - определяет новейшие и закрывающие технологии, разрабатывает планы по смене технологических укладов страны.
   8. Госбанк промышленного и Госбанк сельскохозяйственного развития - вместе с филиалами центрального банка осуществляют планы по технологическому и производственному развитию.
   9. Статистическая служба – собирает достоверную информацию о производстве и жизни общества.
     
2.   Семь правил организации торговли
   1. Правило 100 метров. Не далее 100 метров от стационарного магазина должен находиться магазин другого независимого торговца. Правило не распространяется на привозную торговлю, отдаленные пункты проживания и вахтовые места работы.
   2. Минимизировать возможные ограничения для занятия торговли, как и любым делом. Лицензируется торговля только товарами, которые внесены правительством в соответствующий перечень (золотом, драгоценными камнями, радиоактивными, военного назначения, оружием, лекарственными средствами, ядами, животными, занесенными к красную книгу, и т.п.).
   3. Ввоз товаров из-за рубежа допускается, если отечественная промышленность не производить товары такого же качества и в необходимом объеме. А если производит, то для создания конкуренции необходимо допускать в страну лучшие товары зарубежных производителей, ограничив объем ввоза до 20% внутреннего рынка или объема торговли предприятия.
   4. Торговать иностранным товаром можно только в том случае, если на прилавке в большей доступности есть товары отечественных производителей, разных по цене и качеству. Иностранные и отечественные производители в своих фирменных магазинах могут продавать только свою продукцию, но не далее 100 метров должен находиться магазин для торговли товарами отечественного производства аналогичной продукции, либо на 40% торговых площадей фирменного магазина должна продаваться продукция других отечественных производителей.
   5. Торговля спиртосодержащей продукцией допускается только в стационарных предприятиях, в отделах, время работы которых определяется законодательством. Государство обладает монополией на оптовую продажу спиртосодержащей продукции, включая лекарственные настойки.
   6. Продажа товаров на экспорт осуществляется только за рубли (национальную валюту). Иностранные покупатели покупают рубли в банках.
   7. Не менее 60% наименования пищевых и промышленных товаров должны производиться в области. Не более 20% товаров могут быть произведены за рубежом и 20% товаров производителями из других регионов. Исключение касается районов крайнего Севера, с малым количеством населения. (Это требование будет способствовать выравниванию развития производства и уровня жизни населения в областях).
     
   Если нет никаких ограничителей, то продавцы стремятся установить монопольно высокую цену, снизить товарооборот и получить максимально возможную прибыль при минимальных издержках. Для предупреждения психоинфляционных всплесков цен, необходимо привязывать цены большинства товаров к "объективным" показателям – к себестоимости либо к рекомендованным среднеотраслевым ценам.
   Есть группа товаров, цена которых определяется на бирже, и на которые желательно устанавливать свободные цены. Государство должно регулировать весь диапазон ценообразования от жестко установленных до нерегулируемых, свободных цен.
     
3.   12 правил ценообразования
   Характер производства, разные климатические, региональные пояса и потребности общества в товаре определяют необходимость разных правил ценообразования.
   1. Цены на товары должны быть открытыми, если товары не являются экспортными или военного назначения.
   Коммерческая тайна запрещается для внутренних потребителей как возможность обмана и завышения цены, за исключением внешнеэкономической торговли.
   Любое юридическое лицо обязано свой товар вносить в государственный реестр (базу данных) с указанием себестоимости, места производства, торговой надбавки, прибыли и рентабельности.
   Любой человек может сообщить о необоснованном повышении цены в надзорные органы, которые обязаны в установленное время ответить о принятых мерах. Анонимные сообщения не рассматриваются.
   2. Предельная торговая надбавка на оптовые и розничные товары устанавливается для всех производителей и торговцев.  Районные коэффициенты учитываются в ценообразовании. Предельные оптовые надбавки – 8-12%, розничные – 12-25%  устанавливаются в зависимости от объема продаж с учетом затрат на торговлю в регионе, районного коэффициента и сезонных надбавок, скидок для защиты отечественной продукции. Количество посредников может быть любым, а предельные надбавки нельзя превышать[1]. Сезонные скидки в сезон не могут превышать максимальных, демпинг запрещен.
   У предприятий, взявших кредит на капитальное строительство и расширение деятельности, затраты больше, чем у работающих постоянно. Поэтому для них допускается ценообразование от себестоимости с заданной рентабельностью – затраты на кредит входят в себестоимость. О данном способе ценообразования, с указанием повышающего коэффициента, сообщается покупателям.
     Цена кредита не должна превышать ежегодно установленных лимитов. Центральный банк (ЦБ) должен устанавливать предельные проценты по кредитам, по просрочкам за кредиты с учетом районного коэффициента. Если банк, кредитная организация выдают кредиты с превышением установленных лимитов, то действуют ставки, установленные ЦБ. ЦБ обязан налагать штрафы на банки, кредитные организации, нарушающий действующие правила и взыскивать с них суммы, полученные с нарушением действующих правил, в пользу потерпевших лиц. Руководитель  и главный бухгалтер банка, кредитной организации, нарушившие правила, должны расписаться в получении предупреждения, пройти курсы повышения квалификации, сдать экзамены.
     Банк, кредитная организация, при повторном превышении платы за кредит, должны закрываться, а собственники и руководители организаций помещаться в банк данных с запретом заниматься банковским делом и кредитными операциями пожизненно.
   3. Цены на редкие (уникальные машины, технологии) и жизненно важные товары (муку, хлеб, воду, соль) определяется от себестоимости, по заданной отраслевой рентабельности, с учетом районного коэффициента.
   Рентабельность товаров устанавливается с учетом стимулирования производства в отрасли. Исключение составляют товары, на которые применяются среднеотраслевые цены и свободное ценообразование.
   Предприятие вносит представление об утверждении цены на свои товары в Госцен, может торговать товарами по заявленным ценам, и, если не получает ответа с возражениями в течении 3-х недель, считается что цены утверждены. Предприятие, допустившее демпинг, попытку разорения конкурентов, штрафуется в пользу потерпевших с полным возмещением им ущерба.
   4. Цены на ценообразующие товары (сырье, электроэнергию, энергоносители, ГСМ, транспорт, связь) определяется с учетом значения максимальной себестоимости у худшего производителя, среднеотраслевых цен, районного коэффициента и минимальной рентабельности. Колебания цен на такие товары нежелательны, так как они мешают планированию, научно-техническому прогрессу и снижению издержек.
   Цены на жизненно важные и ценообразующие товары производителям, торговцам можно самостоятельно изменить, когда цены становятся ниже себестоимости с обязательным уведомлением Госцена и обоснованием необходимости изменения цены. Это правило необходимо для сохранения производства при резком росте затрат в кризисных условиях. Необоснованное повышение цен преследуется государством (смотрите в замечании).   
   5. Цены на традиционные товары определяются по среднеотраслевым справочникам с учетом районного коэффициента (см. замечания внизу). Такое ценообразование можно использовать на продукцию, имеющую примерно одинаковые свойства. В справочнике указывается максимально и минимально рекомендуемые цены (для исключения демпинга).
   Определение цен от себестоимости, а, следовательно, и прибыли, уменьшает заинтересованность производителей в снижении затрат на производство. Поэтому важно там, где можно, перейти на среднеотраслевые цены, так как при таком ценообразовании снижение себестоимости повышает прибыль и стимулирует НТП.
   Всегда желательно перейти на рынках, где есть конкуренция, на свободное ценообразование, установив максимально и минимально возможные отраслевые цены с учетом районного коэффициента.
   Минимальная цена даст возможность предотвратить демпинговые цены и разорение рентабельных предприятий более крупными. Крупные предприятия, снизив цену ниже себестоимости, могут разорить конкурентов, а затем захватив производство и рынки повысить цены, компенсировать свои затраты на демпинг и получить значительную дополнительную прибыль от монополизации рынка.
   Государство должно учитывать изменение доходов населения, особенно рост заработной платы в производящих отраслях, регулировать заработную плату так, чтобы рост заработной платы совпадал с ростом производительности труда в конкретном регионе или на отдельных предприятиях.   
   Ответственность за превышение цены. Превышение цены в первый раз должно вести к письменному предупреждению, обязательному обучению на курсах ценообразования и изъятию прибыли, полученной незаконно за последний год. При повторном повышении цены собственники должны лишаться прибыли, имеющегося товара и заноситься в открытую базу данных нарушителей закона. В третий раз должна наступать конфискация всего имущества собственника торговой организации, в том числе и личного (за исключением жилья, если оно не превышает установленной нормы на человека), административная ответственность с обязательным выполнением общественных работ и запрет на данную деятельность в течение установленного времени.
   Понижение цены ниже рекомендуемой рассматривается Антимонопольной службой в рамках программы борьбы с демпингом и недобросовестной конкуренцией. Госцен вводит на определенное время антидемпенговые надбавки на импортированные товары, а так же на продукцию конкретных внешних и внутренних производителей, если уровень цен может нанести ущерб производству внутри страны. Руководители организаций, на товары которых были установлены антидемпинговые надбавка, могут обжаловать данное решение в суде.
   6. Цены на сельхозпродукцию. Государство обязано гарантировать доходы сельхозпроизводителей и доступность продуктов питания наилучшего качества для населения по рекомендуемым ценам.
   Государство определяет объемы производства для внутреннего и внешнего рынка, вилку цен на внутреннем рынке с учетом региональных коэффициентов, объемы кредитов для сельхозпроизводителей, максимальную ставку кредита, паритет цен по отношению к промышленным товарам, ставки страховки производителей.
   В случае перепроизводства и падения цен ниже установленных, государство может скупать продукцию, реализовывать её на внешних рынках, пополнять госрезерв, использовать как гуманитарную помощь. Государство может обязать производителей запахивать поля, если объемы производства, урожайность значительно превысила заявленные квоты производства и  нет возможности продукцию сохранить и реализовать.
   Политика ценообразования  должна учитывать качество сельхозпродукции. Для этого необходимо проводить паспортизацию полей, используемых технологий для производства, хранения, переработки, реализации товарной продукции. Качественная продукция должна приносить производителям больший доход и быть более доступной для населения, не обязательно за счет роста цены, а за счет роста субсидий, организационной помощи государства в производстве и реализации.
   Государство должно: помогать в организации оптовых товарных бирж для реализации сельхозпродукции, участвовать в торговых операциях, если это необходимо для поддержания рекомендуемых  цен, определять какие товары, в какое время и в каком объеме будут реализовываться через сельхозбиржи для продажи на внутренний и внешний рынок.
   Цены на товары, реализуемые на внешнем рынке производители устанавливают сами, исходя из своих расчетов. Государство по внешнеэкономическим поставкам не несет обязательств.
   7. Свободное ценообразование на конкурентных и быстроразвивающихся рынках. Часто повышение качества продукции требует увеличения затрат и цены. Если рассчитывать цену только от среднеотраслевых цен, то это может тормозить развитие и НТП. Современная научно-техническая продукция имеет достаточно разные характеристики. У мобильного телефона может быть функция только телефона, а может быть фотоаппарата, видеокамеры, телевизора, компьютера, устройства, следящего за состоянием организма и т.д. Как определять цены на данные товары с принципиально разными характеристиками, с учетом ранее произведенных затрат на НИОКР? Если конкуренция на данном рынке высокая, то государство может не вмешиваться в ценообразование и предоставить самим производителям устанавливать свои цены.
   Если конкуренция слабая, то желательно установить ценообразование от себестоимости, что мы уже определили как не желательный способ определения цен. Поэтому создание конкурентной среды в разных отраслях и на всех рынках регионов, является важной задачей создания необходимых условий развития экономики. Государство должно препятствовать картельным сговорам на внутренних рынках.
   8. Свободные цены необходимо иметь на биржевые товары (мука, сахар, нефть). Для удовлетворения сезонного роста спроса, чтобы сбить рост цен, государство должно иметь запасы биржевых товаров.
   Желательно везде, где можно, создавать условия конкуренции, когда цены начинают падать и конкуренция начинает их "контролировать", и переходить на свободные цены. Свободные цены могут не стимулировать производство, а только вызывать инфляцию – общий рост цен, если не созданы условия перетока прибыли от роста цены в производство. Поэтому всегда желательно иметь при свободном ценообразовании вертикально интегрированные структуры с замкнутым циклом, от производства до розничной торговли. Если существуют ограничения на торговые надбавки (оптовые, мелкооптовые, розничные с учетом региона), то интеграция может сокращаться до оптовой торговли производителей.
   Оптовые товарные биржи, когда на биржах торгуют производители (или их представители), позволяют балансировать спрос и предложение, не допустить дефицита, а ограничения на торговые надбавки торговых предприятий – ограничивать перекачку средств торговцам.
   Для предотвращения резкого колебания цен, разорения производителей государство должно закупить и реализовывать товары на биржах или в торговой сети.
   9. Цены на экспортные товары должны приносить максимальную прибыль. Они могут быть большими, маленькими или демпинговыми для захвата рынков и вытеснения конкурентов.
   На товары предназначенные для экспорта, если они не являются ценообразующими и  объем производства на экспорт более 50 процентов, может действовать право на коммерческую тайну внутри страны. Сведения о себестоимости, торговые надбавки производители должны передавать в Госцен, где они хранятся под грифом «секретно». Государство должно помогать экспортерам, требовать от производителей разное ценообразование для внутреннего и внешнего рынка, помогать с расширением рынков сбыта за рубежом.
   Для получения максимально эффективной политики должны создаваться монополии, объединения экспортеров. При большом числе экспортеров, для исключения конкуренции отечественных производителей, должно быть использовано квотирование и принудительное объединение в картели, кооперативы.
   Для традиционных экспортных товаров, поставляемых  объемах больших установленного минимума, должна действовать государственная монополия на экспорт. Если товар экспортируют два и более предприятий, то лицензию на экспорт получает их объединение. Если товар на экспорт поставляет одно предприятие, товар не является стратегически важным, экспорт товара по объему не превышает установленный размер по деньгам и количеству, то предприятие получает экспортную лицензию для самостоятельной внешнеэкономической деятельности с указанием обязательного информирования заинтересованных государственных структур об объемах и датах внешнеэкономических поставок. Лицензия для самостоятельной внешнеэкономической деятельности предоставляться предприятию для поставок запасных частей для товаров, уже проданных за рубеж.
   В кооперативах каждый участник имеет по одному голосу. В этом случае "большой" производитель может терять из-за согласованных действий «мелких» производителей, и терять все общество. Если объединять экспортеров в виде акционерных обществ, когда вес голоса зависит от размера экспорта или взноса, то большой производитель сможет проводить политику в своих интересах и способен разорить мелких экспортеров. Общество от этого также может потерять. Какая форма объединения экспортеров является более выгодной – нельзя сказать однозначно. Только в условиях солидарности и взамоподдержки, с квотированием внешних рынков, с проведением политики поддержания множества производств внутри страны, задачу можно решить. При солидарной деятельности, кооперативные формы, с одним голосом от предприятия в объединении, более предпочтительны.
   Госэкспорт должен помогать отечественным производителям на внешних рынках для продвижения российских товаров совместно с торговыми палатами и торгпредствами.
   10. Аукционные цены. На некоторые товары невозможно рассчитать цены: земля, заводы, оборудование, квартиры, картины, антикварные драгоценности и т.д., так как она определяется не прошлыми затратами, а возможностью получения в будущем прибыли и существующим спросом. Цены на подобные товары желательно определять на аукционах. Организации, организующие аукционы и биржи, желательно чтобы были либо бесприбыльными (кооперативами), либо, если они частные, доход должен определяться себестоимостью и предельной надбавкой за услуги 0,5-1 процент от цены продажи.
   Производители товаров, в том числе комплектующих, могут не указывать в Статистическую службу себестоимость производства товаров, если: 1) оптовые и розничные цены на его товар определяются по среднеотраслевым справочникам, на аукционе, товарной бирже, 2) производят товар для внутреннего рынка и на экспорт, при превышении установленных объемов производства на экспорт, 3) товар имеет военное назначение. Госцен может в любой момент запросить у производителей необходимую информацию о себестоимости, но обязан её засекретить как гостайну.
   11. Цены на предметы роскоши, услуги игорных заведений, табак, алкоголь могут быть свободными и должны облагаться дополнительными налогами. Большая часть торговой надбавки (70-80%, в зависимости от региона торговли) должна идти в доход государства. Желательно, чтобы казино были государственными, муниципальными, были доступными, располагались недалеко, но за пределами населенных пунктов, и весь доход, по целевым программам, шел в пользу населения (например, на развитие детских внешкольных учреждений, лечение от игромании).
   12. Цены на импортные товары.
   Если ввозятся технологии, средства производства, комплектующие, сырье, инструменты (инвестиционные товары), которые не производятся в стране, культурные ценности, то налогов не должно быть. На потребительские товары, которые не производятся в стране, налоги должны быть минимальные. На товары, которые производятся в стране, должны устанавливаться налоги, которые защищают определенное время отечественных производителей от более сильных производителей.
   Очень часто можно видеть на прилавке отечественного или зарубежного магазина только зарубежные товары, лучшие отечественные и дешевые товары отсутствуют в магазине и их невозможно купить. Торговать более дорогим товаром торговцу выгодно и престижно, так как с дорогого товара он получает большую прибыль. Импортные товары должны продаваться обязательно вместе с отечественными, чтобы избежать недобросовестной конкуренции (а точнее недопуска отечественных товаров до реализации).
   Защищая отечественных производителей с помощью пошлин от более сильных производителей, необходимо проводить политику замены старых технологий на современные. И постепенно снижать налоги на импорт, чтобы внешняя конкуренция стимулировала внутреннее производство и экспорт товаров.
    ________
   В приведенной антиинфляционной программе ценообразования пришлось балансировать между нормативным актом и научной статьёй. Для нормативного акта не все положения приведены (запрет на натуральные скидки, поставки больших партий товаров для изучения эластичности рынка по заниженным ценам, правила для импортеров и другие) и много "лишних" объяснений. Для научной статьи глубина исследований начальная. Поэтому претензии можно предъявлять, но лучше самостоятельно написать свое видение решения проблемы. Друзья попросили меня написать антиинфляционную программу в общем виде – я свое обещание выполнил.
   Желаю вам успехов. 
  
12 ноября 2011 года (с последними дополнениями 20 марта 2017 года)                          Викторов Игорь Олегович  
    
   Замечания
    
      1. Почему стабильные среднеотраслевые цены выгодны для производителя и общества?
   Потому что при таком ценообразовании можно увеличить прибыль за счет снижения себестоимости (издержек), увеличения объемов производства, повышать доходы всего общества без роста цен. Производитель материально заинтересован в НТП и повышении производительности труда.
   В чем выгода работников предприятия при среднеотраслевом ценообразовании? В стабильности цен, в росте доходов работников при росте их производительности труда. Однако из-за лени или окладной системы оплаты труда непосредственные работники могут быть не заинтересованы в росте прибыли. Поэтому необходимо внедрять в обязательном порядке формы оплаты труда, когда работники и управляющие предприятия получают значительную часть заработной платы от роста прибыли и производительности труда.
   В чем выгода общества? Рост производительности труда и объемов производства увеличивает объемы предложения продукции, позволяет повышать оплату труда и рост материального благосостояния общества. Причем, если осуществляется рост оплаты труда людей, не занятых на производстве, то роста цен не будет. Рост же заработной платы работников материальной сферы может вызвать увеличение себестоимости и повышение цен. Эти нежелательные тенденции можно погасить общим ростом заработной платы, балансом роста объема производства и потребления увеличением общей денежной массы. Но такие процессы, связанные с общим ростом цен, крайне нежелательны.
   Необходимо выполнять условие: синхронный рост товарного производства вместе с ростом заработной платы для конкретных мест реализации товаров. Отставание или опережение не должно быть более одного месяца.
   Почему привязка цен к себестоимости для массовой продукции нежелательна? Потому что чем меньше затраты на производство (себестоимость), тем , при заданной рентабельности, меньше цена и прибыль предприятий. В результате научно-технический прогресс (НТП) становиться крайне невыгодным для  производителей.
   Одной из причин, но не главной, замедления НТП и последующего разрушения СССР было ценообразование от себестоимости. Цены, прибыль и заработная плата рассчитывалась от себестоимости и, следовательно, для  производителя повышение производительности было "смертельно" опасно, не дай бог себестоимость будет близка к нулю. Кроме этого повышение объемов производства было невыгодно, так как вело к возможным диспропорциям и не отражалось на росте заработной платы работников, получавших оклады. Поэтому работники предприятий СССР были материально заинтересованы, чтобы объемы производства не росли, а производительность труда не повышалась. 
   Когда же цена определяется среднеотраслевой ценой, то уменьшение себестоимости, хоть до нуля, приводит к росту прибыли и может повышать доходы работников материальной сферы без роста цен. 
   2. Почему необходимы ценовые паритеты на сельскохозяйственную и промышленную продукцию?
   Продукты питания – это основа существования цивилизации, условие развития несельскохозяйственных отраслей, науки, образования и в целом общества. Крупные промышленные предприятия способны поднимать на свою продукцию цены за счет роста себестоимости и затрат на НИОКР, так как они работают в условиях слабой конкуренции. У сельскохозяйственных производителей нет такой возможности, и они почти всегда работают в условиях жесткой конкуренции. В результате сельское хозяйство может иметь низкую и даже отрицательную  рентабельность. А это приводит к разрушению производства и опасно для страны. Для исключения таких разрушительных процессов необходимо на уровне государства ввести ценовые паритеты на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, которые обеспечат стабильную рентабельность сельскохозяйственной продукции.
   Таким же важнейшим элементом поддержания необходимой рентабельности и стабильности производства является директивное планирование объемов производства в сельском хозяйстве. Продукция, произведенная больше, чем необходимо для внутренней реализации, должна либо складироваться, либо вывозиться за рубеж, либо уничтожаться.
   Сельское хозяйство страны должно иметь стабильные цены, гарантированную рентабельность, директивные объемы производства с запасом по производственным мощностям на случай неурожайных лет.
   3. Какие меры можно предпринимать к желающим увеличить цены?
   Меры, которые применяются к нарушителям могут быть следующими. В первый раз за выявленное нарушение предприятие штрафуется, проходят обучение директор, бухгалтер и собственник предприятия на обязательных курсах. Если кто-либо уклоняется от обучения в течении месяца, то после предупреждения через 5 рабочих дней предприятие закрывается, а товары изымаются в доход государства. Во второй раз - штраф, конфискация товаров, на которые были завышены цены, обучение и общественные работы для собственника на 3 месяца. В третий раз - конфискация всего имущества, в том числе личного, за исключением единственного жилья для семьи, лишение свободы на 1 год, лишение права заниматься предпринимательской деятельностью на 5 лет.
   У предпринимателя должно быть право на обжалование необоснованных действий государственных органов в суде. На это время действие запретительных мер приостанавливается. Если выявляется, что нарушений со стороны предпринимателя не было, а примененные государством претензии были необоснованными, то государственный служащий и его руководитель, принявшие необоснованное (преступное) решение должен компенсировать весь ущерб предпринимателю, причиненный своими действиями.
  4. Неолиберальная доктрина требует введение свободных цен, как обязательного института рынка. В России мало кто знает, что это упрощение в понимании сложных процессов, растиражированное в экономических учебниках и сознании наших экономистов,  является инструментом, препятствующим развитию экономики.
   При постановке задачи быстрого развития народного хозяйства к ценообразованию надо подходить более комплексно. Экономика требует более сложной организации.
   Для некоторых товаров цены должны быть жестко заданы (энергоносители и зерно для выпечки хлеба). Для других товаров желательно давать максимальную свободу в ценообразовании, например для биржевых, наукоемких и коллекционных товаров. Для третьих – свободные цены должны быть ограничены определенными рамками допустимых колебаний около равновесных значений (лекарства). Цены для большинства товаров на внутреннем рынке должны быть открытыми, как и правила ценообразования. Когда товары поставляются на экспорт, ценообразование должно быть скрыто и соблюдена коммерческая тайна.
   Так что действующие правила ценообразования в России, созданные по рекомендациям американских экспертов, это примитивные понятия для создания экономики, не имеющей возможности для интенсивного развития. Данная задача была американцами поставлена в программе "Вашингтонский консенсус" и успешно решена. Думаете только в России? Нет. Все страны, которые выполняли условия МВФ, подвергались дезорганизации, разграблению по стандартной программе "Вашингтонского консенсуса". Заодно в стране выпускались учебники и ставились ректорами вузов люди, последователи либеральной доктрины, как "контрольный выстрел в голову" страны.
   Предложенные выше правила ценообразования охватывают больший спектр товарного производства и условий торговли. И самое главное они позволяют создать быстроразвивающуюся экономику, в которой сняты как разрушительные инфляционные потенциалы, так и ограничения для использования эмиссионно-инвестиционного кредитования новой экономики.
   Использование эмиссионно-инвестиционного кредитования при предложенных правилах может привести к значительному росту производства и, к сожалению, к нежелательному падению цен из-за превышения производства над покупательным спросом. Правда, падение цен легко предотвратить увеличением доходов граждан. Для предотвращения появления кризисов перепроизводства необходимо жестко балансировать объемы производства на государственных предприятиях и давать рекомендации для частного сектора : рекомендовать квоты, распределять государственные заказы, рекомендации для объединений производителей.
   В этом разделе я ничего не говорю о механизмах перехода к новым технологиям с помощью Министерства новых технологий. О них рассказано в работе "Организация экономики с нуля".
   Антиинфляционная программа, совместно с выпуском денег для создания нового производства, способна создать необходимые условия для быстрого развития экономики, переходу к новым технологиям, удвоения объемов производства и уровня жизни каждые 4-5 лет.
   Не использование механизмов быстрого развития преступно, так как обрекает страну на отставание. И если мы хотим, чтобы наша страна лидировала в экономической области, то все механизмы быстрого развития должны использоваться в полной мере. А это зависит прежде всего от образования.
12 ноября 2011 года (с последними дополнениями апреля 2017 года)                          Викторов Игорь Олегович  

 


   [1] В Германии закон «О формировании цен на лекарственные средства (Arzneimittel preisverordnung)», вступивший в силу 14 ноября 1980 году, в зависимости от значимости лекарства, допускает оптовую наценку от 6 до 17,4% и розничную – от 8 до 68%.  

 
   
    © И.О.Викторов, 2008 г.
Информация с сайта может свободно распространяться с обязательным указанием: автор: Викторов И.О., 04 августа 2017 г. http://igvik.ru 
Для исключения искажения смысла добавлять свои комментарии в авторский текст ни при каких условиях не допускается.
Все комментарии к тексту возможны только только после текста в сносках.

Дата последнего изменения: 04.08.2017 г. Сайт посмотрели: Счетчик посещений