Иерархия проблем
Угрозы человечеству
|
-
Как разрабатывать проект?
Методология
-
- При разработке проекта необходимо
пользоваться методами, которые можно считать необходимыми и
достаточными. Здесь мы остановимся на самых необходимых.
Подробнее о методах, которые используются в общественных науках,
можно узнать в работе
Майго.
-
- При разработке проекта развития
общества необходимо
- 1. Выявить проблемы, определить
их значимость, составить иерархию проблем.
- Найти как можно больше факторов, причин, влияющих на процесс, порождающих
проблемы. Выявить наиболее
значимые факторы. Определить коэффициент влияния фактора на процесс.
Иногда это
можно сделать только приблизительно.
- 2. Поставить цели,
определить задачи.
Выбрать какие условия будут меняться. Обратить внимание на то,
какие факторы как изменят свой коэффициент влияния в новых
условиях?
- 3. Найти
методы достижения целей, решения задач.
- 4. Исследовать границы
применимости модели, как совокупности целей, задач и
методов.
- Определить области, где
вновь разработанная теория, предложение, метод будут достоверны, где уменьшат свою точность до допустимого значения, а где
станут давать неприемлемые ошибки. Найти условия, которые
способны расширить область применения теории. Любая
содержательная теории, если она не правила и не миф, должна
иметь области с ошибками.
- 5. Изучить мировой исторический
опыт по применению предлагаемых решений: в каких условиях, какие
проблемы как решались. Необходимо знать положительный и
отрицательный опыт, найти и исследовать весь спектр альтернативных
возможностей, методов решения задач.
- 6. Сформулировать
условия применения теории, метода в нынешних исторических
условиях: что необходимо изменить для применения предложений,
что оставить для возможности возврата к существующим условиям.
-
- При серьезных, глубоких
исследованиях необходимо использовать все 6 вышеприведенных
пунктов. Однако анализ получается громоздким. Часто
рассматривают методы, ничего не говоря о целях. А это признак
либо слабой научной культуры человека, либо сокрытие своих
целей. Поэтому как минимум, даже при поверхностном знакомстве,
всегда важно указывать цели - нормативную, задаваемую
часть, для чего планируется использовать метод, и метод
- как инструмент достижения целей. Рассматривать методы без
указания выбранных целей - бессмысленно.
- Итак. Цели и методы должны
всегда выделяться в анализе исследователя.
И всегда учитывать, что у модели обязательно есть зона ошибок.
-
- В технических науках
задачи управления решаются следующим образом:
- 1) для достижения цели ставиться задача, 2) определяются
параметры (условия) среды, 3) задаются
параметры объекта (коэффициент передачи в системах управления),
4) определяются характеристики (методы)
системы управления и обратные связи. 5) проводятся
эксперименты, выявляются недостатки, изменяют характеристики
управления или сами задачи для достижения поставленной
цели.
- В общественных теориях выделяют
обязательные части:
- 1) нормативная часть - цели и задачи, задаваемые человеком,
- 2) инструментальная часть
- методы
решения задач,
- 3) анализ
фактических результатов, положительного и отрицательного
исторического опыта применения предлагаемых методов.
-
- Запреты для общественных наук -
использование идей превосходства людей по национальным, расовым,
половым, религиозным признакам.
- Если в научном анализе разделение
людей по классам, половым и другим признакам - обычная практика,
то в политической системе это ведет к ущемлению прав.
Утверждение
превосходства каких либо групп людей по определенным признакам
(национальным, половым, религиозным) недопустима в научных
исследованиях, должна расцениваться как пропаганда и
преследоваться по закону.
-
- Язык модели
- Желательно
пользоваться общепринятыми понятиями, что сразу же увеличивает
количество людей, понимающих без "перевода". Но в некоторых
случаях необходимо уточнять, что включено в понятие, а что
исключается из него. Иначе может произойти так, что человек
понимает под использованным понятием что-то другое, и в
результате происходит искажение смысла.
-
- Что необходимо учитывать при
разработке проекта?
- Наши органы чувств
несовершенны, мы многого не видим в принципе. Так, например, мы
не чувствуем радиоактивного излучения, не слышим звук более
20 кГц и т.д.
- Ограниченные возможности
мозга человека. Психологи утверждают, что человеческий мозг
имеет существенные ограничения по многим параметрам. Например,
человек одновременно может рассматривать 7+2 факторов. Если
скорость изменения параметров объектов увеличивается, то человек
может следить всего лишь за двумя и редко тремя объектами. Поэтому
сложность рассматриваемых процессов ограничивается 7+2
важнейшими факторами. Это не значит, что не меняются другие
внешние условия, просто человек не может следить за всеми
изменениями. Мы
вынуждены из-за несовершенства нашего мозга разрабатывать теории
с ограниченным набором первостепенных по значимости факторов.
Наши теории всегда имеют конечную сложность и не учитывают
большой
спектр условий. Поэтому они всегда имеют зону ошибок,
которую нужно изучать.
- Мы не видим многих фактов,
которые находятся вне наших теорий. Факт может
регистрироваться, но выпадать из сознания и анализа человека,
если теория не предусматривала его появления.
Какой признак является ведущим в
подозрении, что выводы человека не заслуживают внимания? Когда
человек считает свои рассуждения безгранично правильными, и не
исследует области, где они становятся ошибочными. Хороший ученый
должен знать, что у любой содержательной
теории всегда есть области, где предположения и выводы становятся
ошибочными, и исследовать эти области.
-
|